Обсуждаемая довольно часто в последнее время тема «черных археологов» и запрета на металлоискатели не оставила в стороне и нас, ялтинских журналистов. Размещенное на Фейсбуке приглашение от Виктора Ямникова, главы Ассоциации приборного поиска Украины, на первые Крымские соревнования по приборному поиску, в которых журналистам предлагалось еще и самолично поучаствовать, в рядах ялтинских акул пера вызвало дружное «Едем!!!!»И вот в пятницу, 3 мая, представители ялтинских СМИ с детьми и другими членами семей, с телекамерами, фотоаппаратами, рюкзаками, палатками (можно было остаться с ночевкой) погрузились в два комфортабельных микроавтобуса и выехали в село Баланово Белогорского района. Через два с половиной часа мы прибыли на турбазу, расположенную возле огромного поля (3 гектара!!!) для соревнований. Здесь уже собралось довольно большое количество и спортсменов, и коллег по перу из других городов Крыма.
Открыли соревнования с приветственными словами и пожеланиями удачи и победы всем официальные лица Белогорского и Зуйского поселковых советов, которые дали разрешение на проведение мероприятия, члены Ассоциации приборного поиска. На соревнования прибыло 113 участников, для которых организаторами на поле предварительно было закопано 1100 различных объектов: монет, номерных жетонов и др. Номера на жетонах соответствовали номерам призов, которые получат профессионалы приборного поиска. Нас же всех очень притягивало к себе небольшое, огражденное лентой пространство с табличкой «Пресса». Но и о работе забывать нельзя.
Как только спортсмены вышли на поле (футбол какой-то получается!), фотокоры и телевизионщики начали снимать, интервьюировать, в общем, заниматься своими профессиональными обязанностями. А так как поиск металлических предметов на первом этапе был рассчитан на 2 часа, журналистам, чтоб не скучали, устроили экскурсию на находящийся рядом могильник Нейзац. На этом археологическом объекте я, да и все журналисты просто испытали шок от того, как работают археологи. Нет, не «черные», а, так сказать, «белые», вполне официальные. В лесу выкопаны огромные квадраты, в которых ничего не растет, так как снят плодородный слой почвы. Деревья по периметру квадратов стоят засохшие, подрыта вся корневая система. Раскопанные могильники зияют метровыми ямами под землю и ничем вокруг не огорожены. Вот такое удручающее зрелище.
- Для нас, как и еще 150 тысяч человек по всей Украине, приборный поиск - прежде всего хобби. Так приятно после тяжелой и напряженной недели взять «прибор» и выйти в лес – «слушать» землю, может, что-нибудь даже найти. Но чаще всего это гвозди, пивные банки, даже алюминиевая фольга от сигаретных пачек, - рассказал глава АППУ Виктор Ямников. - Мы весь этот мусор тщательно собираем и выносим из лесов. Настоящие ценные находки бывают очень редко, ведь металлоискатель не может пробиться глубоко в недра, где чаще всего и располагаются какие-то древности. Да и ходим мы исключительно там, где нет исторических памятников – цель у нас не та. Для этого предварительно сверяемся со справочниками и другими источниками. Если же находим что-то значимое или похожее на древность, то в соответствии с законодательством привлекаем археологов и историков, передаем находки им. А что же касается обвинения нас в «черной» археологии – это совершенно беспочвенно. Такие копатели используют щупы, лопаты и кирки, выезжают на заранее облюбованные места, а в самых серьезных случаях даже работают с прибором, определяющим неоднородности почвы на глубине до 10 метров, который стоит десятки тысяч долларов. Наша ассоциация специально создана по примеру подобных организаций во многих европейских странах, где они действуют совместно с официальными археологами, помогают в их работе. И мы активно осуждаем незаконную деятельность «черных» копателей, стараемся донести до людей, что недопустимо вот такое грабительское копание в могилах наших предков, разворовывание нашей истории.
Расстроенные, мы вернулись к месту соревнований, где нас уже ждал мастер-класс по работе с металлоискателем от Виктора Ямникова. Нам объяснили, как держать металлоискатель, на что он реагирует, на какой примерно глубине может быть объект. А так как я изначально настраивалась найти действительно клад, да и дочери, которая со мной поехала, обещала, я сняла с руки золотое кольцо и положила его в землю. Попросив Виктора провести над ним металлоискателем, мы прислушались к тому, какой звук он издает, чтоб запомнить. Звук на золото отличался от звучания металла. К сожалению, такой звук металлоискателя мы в своих поисках так больше и не услышали. Это и немудрено – для соревнований специально было найдено поле, которое последние 50-60 лет было пахотным, и земля здесь переворошена плугами минимум на метр в глубину, так что все, что даже могло там быть, давно уничтожено. И вот журналисты разбились на команды по 2 человека (исключительные у ялтинцев получились тандемы!), получили по одному металлоискателю и лопатку.
Хочется отметить отдельно небольшую лекцию Виктора Ямникова по правильному копанию и, что самое главное, по закапыванию ямки. Место, определенное металлоискателем как «клад», аккуратно обкапывается, затем снимается слой земли с растительностью, откладывается в сторону, затем роется земля (неглубоко, так как металлоискатель определяет наличие металла на глубине не более 20-30 сантиметров), а после нахождения (или ненахождения) объекта ямка закапывается и «кружок» верхнего растительного грунта кладется на прежнее место и притаптывается. Так что все выглядит аккуратно и никакого вреда!
И вот мы ринулись на поле с металлоискателями (хочу отметить, что металлоискатель - штука довольно тяжелая, ко второму часу поисков рука уже побаливала), со стороны выглядели, как косари на ниве (движения металлоискателем над землей необходимо совершать, как будто косишь траву.) В общем, один косил, другой копал, и так 2 часа. Так как мы еще не очень опытные представители приборного поиска, то копали довольно глубоко (Дмитрий Сербин из «Южной газеты» и Геннадий Куликов из «Ялта ТВ» умудрились даже кусок рельсы выкопать, которая дополнила кучу металлолома в 25 кг, выкопанного из земли участниками за один день, и которую затем отнесли к ближайшему мусорнику). Много чего мы нашли: и специально для нас закопанные монетки и кольца, и кучу разного «черного» металлолома, а моя дочь Карина – гвоздь, датируемый 12-14 веком н.э. (о чем и гласит дарственная надпись от главы Ассоциации приборного поиска в подаренной нам за 4-е место книге), который мы передали в музей АППУ.
Затем была пресс-конференция, прошедшая в непринужденной обстановке, с пловом и шашлыками, награждение спортсменов и, конечно же, нас, журналистов. Все «акулы пера» получили замечательные призы: металлоискатель, профессиональные лопатки, компас, термос, кепки, книги. В общем, все остались довольны. Уже в девятом часу вечера мы уезжали домой (некоторые журналисты остались ночевать - кто в палатках, кто на турбазе). Эта поездка всем нам принесла море положительных эмоций, хорошее настроение, и самое главное, мы не со слов, а на личном опыте убедились, что приборный поиск – это полноценный вид спорта, который необходимо развивать, а не запрещать!Автор: Виктория Шевченко