В конце апреля, в рамках мероприятий, посвященных празднованию 400-летия дома Романовых, которое отмечается в нынешнем году, во дворце Александра III в Массандре состоялось открытие экспозиции «Дом Романовых в гравюрах и литографиях 17-19 вв.». из собрания Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.- Династия Романовых долгие столетия служила Руси и привнесла много полезного в развитие государственности, дала толчок развитию культуры. Она является ярким примером самоотверженного отстаивания интересов государства. Ими был сделан и большой вклад в развитие Крыма. Многое из того, что сегодня входит в список культурного наследия Украины на территории полуострова, связано с именами русских царей династии Романовых. В частности, Массандровский дворец связан с именем Александра III. Как известно, его сын, последний император России Николай II, закончил его строительство в память об отце, что является показательным примером преемственности поколений, - отметил директор КРУ «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник» Александр Балинченко. - Подобные выставки позволяют каждому нашему современнику прикоснуться к их истории.
Всего посетителям представлено порядка двух десятков листов гравюр и литографий, причем абсолютно все они подлинные. При создании экспозиции специалисты старались строго выдержать исторические рамки, чтобы была видна преемственность художественных традиций. Также была проделана кропотливая работа по определению авторства многих из экспонатов.
В семье Воронцовых издавна существовала традиция коллекционирования не только живописи, но и гравированных листов. И сегодня в коллекции сохранились гравюры западноевропейских и русских мастеров с середины XVII до начала XIX века. Вообще, техника гравюры очень сложна – тончайшая работа с металлическим листом для передачи полного портретного сходства отнимала огромное количество времени и требовала большого мастерства. Гравюры делались долго и кропотливо, в основном с рисунков и портретов, монет и медалей, но часто в них вносились художественные дополнения, как по требованию позирующего, так и по желанию мастера. Все это придает сохранившимся до наших времен гравюрам особый шарм, ведь они зачастую сильно отличаются от общеизвестных изображений правителей Руси.
Однако популярность подобной техники объясняется тем, что впоследствии с гравюры можно было делать идеально точные оттиски, которые затем расходились по коллекциям или отправлялись с послами в другие государства. Таким образом, можно сказать, что гравюры были и первыми множительными приспособлениями, и с их помощью можно было оповестить соседских монархов о восхождении на престол нового правителя или других значимых событиях в жизни страны.
Композиционный центр новой выставки – портрет Петра I Великого, первого русского императора. Этот человек преобразил наше государство, вывел к его морю, превратил в одно из крупнейших государств Европы, активно внедрял культурные и технические новшества, оставив яркий след в истории. Вокруг него расположены гравюры остальных членов династии, каждый из которых был самобытной личностью, несмотря на различные оценки их деятельности современниками и впоследствии историками. В любом случае, осмотр подобной уникальной экспозиции в сопровождении комментариев опытного гида не оставит равнодушным никого из посетителей Массандровского дворца.Автор: Дмитрий Сербин