Идея Парада эпох зародилась в неугомонной голове Игоря Лисева, известного евпаторийского стоматолога. Он готов был о ней говорить часами до тех пор, пока я не озвучил ее в газете. Это было в канун празднования 2500-летия Евпатории. Отлично помню ту статью, опубликованную в новогоднем номере «Евпаторийской здравницы».
Идея, конечно, была замечательная и одновременно грандиозная, как все у Игоря Лисева. О ее осуществлении тогда, в 2003 году нечего было и думать. Но вот минуло десять лет и «настырный» Лисев вновь вернулся к своей идее:
- Хватит по старинке ходить трудовыми колоннами. Пора придумать нечто новое к открытию курортного сезона. А новое - это забытая идея Парада эпох! – говорил он всем, кто готов был его слушать.
- Представляешь, - ухватившись крепко за твою руку, разгорался Игорь Николаевич, - идут скифы с колчанами стрел за спиной, затем вступают греки под музыку сиртаки, турки… Крым – это ж мировая история, и она вживую проходит перед глазами…
В общем, идея, наконец, созрела, мэр города дал «отмашку», и работа закипела. Лично я в ее успехе сомневался: времени, как всегда, - в обрез, затраты – непомерные. Но глаза, как известно, боятся, а руки делают.
И вот наступило чудное солнечное утро 1 мая. То, что произошло на Театральной площади в этот день – превзошло все ожидания. У них получилось! Город смог поднять махину и в канун своего 2510-летия явить миру грандиозное зрелище.
Сначала на площадь явился Посейдон со своей свитой и открыл курортный сезон. Тут же возникли инопланетяне – тоже замечательная задумка городского Центра досуга. Там вспомнили, что десять лет назад евпаторийцы с нашего космического центра послали Вселенной радостную весть о юбилее города. Вот и прилетели на зов гиганты в неземных сверкающих одеяниях.
А потом понеслось все так, как и предсказывал провидец Игорь Лисев: ожила история, смешались в кучу народы и времена. Трудно сказать, что превалировало на этом празднике. Наверное, ностальгия по ушедшим временам. Не раз появлялись на площади то революционерки, то пионеры в красных галстуках и с барабанным боем, то проплывала ожившая статуя Мухиной «Рабочий и колхозница»… Вспомнили о первых поселенцах – греках, о турках в их неизменных фесках, ну и, конечно же, о триумфе Екатерины Второй, давшей имя нашему городу. Когда ей доложили, что есть идея переименовать Гезлев в Евпатор, императрица сказала: «Добро – Евпатор и Я». Так и родилась Евпатория.
Как и полагается, на любом крупном мероприятии случаются моменты, которые не попадают ни в какие отчеты по разным мотивам: политическим, моральным, эстетическим...
Так и с Парадом эпох. Тут, к счастью, произошел забавный казус. Одна лощадь, видимо возбудившись сверх меры от невиданной обстановки (любой свихнется, увидев среди белого дня воскресших революционеров на тачанке с пулеметами, сарматов, инопланетян, императорскую гвардию, чеховских дам под ажурными зонтами и т.п.). Вот лощадь и «уделалась» прямо у правительственной трибуны. Колонна, естественно замерла. Не месить же «это самое» ногами?! Все растерялись от непредусмотренного сценарием сюжета. Милиционер, стоявший рядом начал поносить на чем свет стоит скрывшегося хозяина лошади. А тем временем нашлась дама уже думавшая как спасти ситуацию.
Находчивая женщина молча надела на правую руку один пакет, в левую взяла другой и быстренько собрала лошадиные «яблоки», приговаривая, что все это добро - к деньгам. Будь я мэром, за сообразительность примерно наградил бы ее. Тогда в следующий раз все кинутся убирать естественные отходы. Еще и ссориться будут за это право.
А праздник продолжался. Было и народное гулянье, шашлыки и вино, сувениры, выставки выступление артистов, награждение отличившихся на Параде эпох. Хоть таких было по праву много, но я бы безоговорочно отдал Гран-при Заозерненскому поссовету. Те действительно «отмочили» номер! В царственной колеснице, запряженной сказочными зверями, прокатилась царица, в которой никто поначалу не угадал председателя поселкового совета Олесю Харитоненко…
А был еще мудреный спектакль театра «Воскресенье» из Львова и щедрый праздничный салют.
Ю. Теслев. Фото автора.