27 апреля после завершения двухмесячных плановых работ вновь открылась канатная дорога Мисхор-Ай-Петри – один из самых популярных видов транспорта у гостей Южного берега Крыма.Еще в 1988 году Мисхор и верхнее плато одной из красивейших крымских яйл, Ай-Петри, соединила канатная дорога, в вагончиках которой туристы поднимаются на высоту птичьего полета – более полутора километров над уровнем моря. Канатную дорогу признали уникальной сразу же после открытия, таковой она остается и по сей день. Все дело в том, что между средней и верхними станциями, которые разделяет около двух километров, нет ни одной опорной вышки.
По словам генерального директора фирмы «Стартинвест», арендующей канатную дорогу, Надежды Сванидзе, подъемник закрывается на плановый ремонт раз в год – ведется косметический ремонт вагончиков, проверяются все узлы и агрегаты, особое внимание уделяется состоянию головных канатов на верхнем участке дороги, их меняют каждые три года в целях безопасности пассажиров. По словам руководителя предприятия, в нынешнем году на все работы было затрачено почти 150 тыс. грн. Однако пока это никак не сказалось на стоимости услуг канатной дороги – 25 грн. для детей и 50 грн. для взрослых за проезд в одну сторону. Кстати, в «Стартинвесте» пообещали приложить все возможные усилия, чтобы сохранить цену на прежнем уровне и в разгар курортного сезона.
В прошлом году канатная дорога перевезла почти 80 тысяч пассажиров и не собирается сбавлять обороты и в нынешнем, ведь по статистике почти 90 процентов организованных туристических групп, посещающих плато Ай-Петри, пользуются этой услугой – автомобильная дорога туда часто закрыта для проезда транспорта по техническим или погодным условиям. Да и прокатиться в вагончике на высоте птичьего полета, насладиться панорамой побережья и быстро, без усилий оказаться на вершине горы кто ж откажется.
Тех же, кто волнуется по поводу безопасности такого «путешествия», спешим успокоить – за все годы работы канатной дороги Мисхор-Ай-Петри здесь не произошло ни одного несчастного случая, чем особо гордится профессиональный коллектив, обслуживающий подъемник. Что же касается возможных «зависаний» кабинки при перепадах или отключених электричества, которые нередки в Крыму, то сотрудники канатной дороги утверждают, что это практически исключено – сюда подведены две раздельные электролинии, а на самый крайний случай имеется и дизельный генератор, который позволит безопасно доставить людей до ближайшей станции.
Присутствовавший на открытии после планового ремонта дороги начальник территориального управления Госгорпромнадзора Олег Маевский отметил, что его подчиненными в течение двух месяцев были проверены все агрегаты и узлы дороги, проведены необходимые испытания с двукратной перегрузкой кабинок. «На сегодняшний день мы констатируем, что все требования по эксплуатации выполнены, и канатная дорога готова принять пассажиров», – сообщил он.
К сожалению, на некоторых других канатных дорогах, имеющихся на ЮБК, далеко не у всех все готово к принятию пассажиров. На Южном берегу Крыма не все канатные дороги готовы к курортному сезону. Об этом сообщил начальник Крымской государственной инспекции промбезопасности и охраны труда в строительстве, котлонадзоре и за подъемными сооружениями территориального управления Госгорпромнадзора по АРК и Севастополю Дмитрий Кузичев: «Всего на ЮБК под надзором нашей инспекции находится восемь канатных дорог. И к четырем из них у наших инспекторов нет претензий и замечаний», – рассказал он. Четыре объекта еще не готовы, еще проводятся ремонтные работы, оформляется документация: канатные дороги санатория «Ясная поляна», парка-отеля «Марат», пансионата «Донбасс» и санатория «Горный».Автор: Дмитрий Сербин. Фото автора