Татьяну Николаевну Батковскую, живущую в поселке Кореиз, смело можно назвать женщиной с удивительной судьбой. И самые пронзительные, трагические и невероятные моменты ее жизни связаны с Великой Отечественной войной.Родилась Татьяна как раз в год начала войны в Белоруссии, в Витебской области, в деревне Рыленки. На тот момент Танечка была пятым и самым младшим ребенком в семье. Война к ним пришла быстро – их домик стоял прямо у железной дороги, идущей по направлению к Москве. Отца не забрали на фронт, так как он работал на железной дороге и ему была положена бронь. Но сложа руки отец Татьяны не сидел – в составе отряда партизан помогал в подготовке и осуществлении операций по уничтожению поездов с немецкой техникой, которые шли на Москву.
После очередного взорванного поезда в деревне оставаться стало опасно, и семья Батковских вместе с партизанами ушла в лес. Это был август 1942 года. Семья жила в землянке до тех пор, пока их не нашли каратели в 1944 году при зачистке леса. Всю семью причислили к партизанам и хотели расстрелять, однако один из немцев, пообщавшись с ними через переводчика, решил, что семья с маленькими детьми просто пряталась в лесу от войны. Этот разговор спас им жизнь, но не уберег от другой беды – все семеро членов семьи Батковских были отправлены в Германию в концлагерь Дахау. Маленькая Танечка переступила порог этого страшного места, когда ей было всего три годика.
Вся семья, в том числе и старшие дети, которым было от 5 до 10 лет, как рабы, вместе с родителями трудились у владельца пивзавода «Ливенброй». Трехлетняя Танечка была совсем слабенькой, поэтому ее разделили с семьей, но, к счастью, у родителей была возможность ее навещать. Именно это однажды и спасло ей жизнь. Все пленные хорошо знали, что нужно работать как можно лучше, потому что всех больных и немощных сжигали в печи, избавляясь тем самым от лишних людей. В тот день, когда должны были сжечь Танечку Батковскую, к ней заглянул отец. У входа его встретил дежуривший в карауле немец - он часто тряс рукой и смотрел на свои часы. Николай Батковский спросил у немца: что с часами? И тот объяснил, что они остановились. А у Николая были золотые руки - он раскрыл часы и быстро поправил механизм. Немец был страшно доволен и в благодарность сообщил Николаю, что его дочь сожгут именно сегодня. Но самое главное – он разрешил незаметно вынести ее из лагеря! Таня была настолько изможденной, что отец привязал ее к себе веревкой, а сверху одел рабочий халат. Вышли они незамеченными - жизнь самой младшей дочери была спасена!
Дальше семья жила в бараке вместе с другими узниками-тружениками. Татьяну пришлось прятать под нарами, иначе ее снова могла ждать расправа. Так и жила семья Батковских, испытывая невероятную нужду и страдания, пока в 1945 году их не освободили американские войска.
Татьяна Николаевна до сих пор помнит ту страшную бомбежку при освобождении концлагеря, а потом невероятно высокий и крепкий американский солдат, схватив Таню под мышку, как котенка, бегом нес в бомбоубежище.
Когда пришла Великая Победа, семья Батковских встречала ее в полном составе: мама, папа и пятеро детей. Благодаря смелости и мужеству родителей жизнь всем детям была сохранена! Это невероятная история - одна из немногих со счастливым финалом!
А после возвращения домой в Белоруссию семья пополнилась еще одним мальчиком, который родился в 1946 году!
Началась новая жизнь – восстановление страны. Но первым делом нужно было похоронить погибших солдат, чьими телами были усеяны все близлежащие поля. Пока не была завершена эта трудная и священная работа, о новом урожай нечего было и думать. Татьяна Николаевна вспоминает, как женщины с корзинами ходили по этим полям и собирали останки погибших – их предавали земле как раз за домом, в котором жила теперь семья Батковских. Сейчас там возвышается знаменитый мемориал «Рыленки», а сначала был установлен простой деревянный крест. Маленькая Таня вместе с родителями, братьями и сестрами в пасхальные дни ходили к братской могиле, чтобы обязательно помянуть всех погибших. Имена воинов в суете и неустроенности того времени записывали на дощечке химическим карандашом, но прошли дожди, и все имена были смыты…
А потом наступили тревожные годы. И хотя родители предупреждали детей никому не рассказывать о том, что они были в плену, все-таки информация просочилась - отец почувствовал опасность, нависшую над семьей в 1953 году, и принял решение поменять место жительства. Выбор пал на Крым, город Джанкой. Татьяна Николаевна помнит, как отец повторял: все, что видели и помните про концлагерь, нужно забыть, стереть из памяти. Также были уничтожены и все семейные фотографии - воспоминания остались только в сердце. Но спустя десятки лет многие картины из далекого военного прошлого, с болью и страданием навсегда врезавшиеся в детское подсознание, вновь и вновь всплывают в памяти Татьяны Николаевны, словно кадры кинохроники.
В конце 50-х годов наша героиня переезжает в Кореиз и чувствует себя здесь как дома. Она стремится быть нужной и полезной этому так полюбившемуся ей уголку крымской земли. На протяжении многих лет Татьяна Николаевна работала в детском саду, который раньше находился в Мисхоре. В свое время была депутатом Кореизского поселкового совета – работала в жилищно-коммунальной комиссии (еще в 1963 году), за что и была награждена почетной грамотой за депутатскую работу. Но главное – она всегда среди людей, много времени и сил уделяет общественной работе.
У Татьяны Николаевны есть сын и уже взрослый внук – Руслан, который хорошо знает непростую историю жизни своей любимой бабушки. Несмотря на нечеловеческие испытания, выпавшие на ее долю еще в раннем детстве, Татьяна Николаевна смогла сохранить любовь к жизни, внутреннюю и внешнюю красоту, оптимизм и необыкновенную позитивную энергию, которой она щедро делится не только со своей семьей, но и со всеми окружающими ее людьми. Такими людьми и поселок Кореиз, и вся Большая Ялта, и наша страна могут гордиться!Автор: Эту историю узнала и рассказала Елена Емельянова