Навряд ли можно спорить с утверждением, что мы живем в кризисную, неоднозначную эпоху. Сегодняшний день отличается крайней неопределенностью. И не только в социально-политическом смысле. Неопределенность проявляет себя на всех уровнях – от бытового до цивилизационного. Будущее человечества во многом зависит от того, что будет дальше с человеком, каким будет наше общество и государство, по какому пути пойдет его развитие.Этой публикацией мы открываем цикл бесед о значении культуры и духовности в современную эпоху, о сферах культуры, актуальных для духовной жизни нашего региона. Нашими собеседниками будут преподаватели Крымского гуманитарного университета (г. Ялта), которые воспитали не одно поколение студентов и внесли значительный вклад в культуру и образование.
Беседу о значении философской культуры в контексте проблем сегодняшнего дня с нашим корреспондентом ведет кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии и социальных наук Республиканского высшего учебного заведения «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта) Татьяна Павловна Разбеглова.
Корр.: Сегодняшний мир развивается очень напряженно, динамично. Вихри преобразований проносятся во всех сферах жизни. Не успеешь оглянуться, как день сегодняшний уже становится историей, а жизнь уже пестрит новизной. Однако это приятное разнообразие имеет и свою оборотную сторону. В чем, по-вашему, состоят основные проблемы сегодняшнего дня и как они сказываются на человеческой жизни?
Т.Р.: Современный человек сегодня столкнулся с проблемой «футорошока», феноменом стремительного темпа изменений в обществе. Мир, который постоянно меняется, требует новых моделей адаптации к социальному пространству. Большинство людей оказывается не готовыми к этому. Все это приводит к размыванию традиционных ценностей, социальных и культурных норм. Возникают и явления деструктивного характера, такие, как утрата персонификации, кризис идентичности, проблематичность сохранения своего целостного «Я» в меняющемся, мозаичном мире. Существенно изменяются и формы общения. С одной стороны, оно становится интенсивнее и разнообразнее, имеет больше возможностей благодаря технике и принципиальной открытости мира каждому человеку. Но, с другой стороны, явно ощутим кризис общения из-за обособленности и отчуждения людей на почве материальных, социальных и иных разногласий.
Корр.: То есть мы можем говорить о кризисе современной культуры?
Т.Р.: Безусловно, современный кризис — это прежде всего кризис культуры. Опасность кризисных периодов была подмечена уже очень давно. Например, в Древнем Китае только врагу желали «жить в эпоху перемен». При этом оплотом, защитой человека от психологического и культурного стресса считалась именно мудрость. Вечный характер мудрости, проявляющий себя в философском знании, словно возвышал человека над бурным морем жизни, давал ему ясное виденье того, что происходит в действительности. Философские размышления способствовали и примирению человека с тяжелыми обстоятельствами, которые нельзя изменить. Вспоминается здесь фигура средневекового философа Северина Боэция. В 524 г. он был незаслуженно обвинён в государственной измене, заключён в тюрьму, где и написал одно из главных своих произведений - «Утешение философией». Это произведение стало одной из популярнейших книг Средневековья и оказало сильное влияние на европейскую литературу именно благодаря свету разума и мудрости, наполняющему его.
Корр.: Как известно, философию называют «королевой наук». На чем это основано?
Т.Р.: Философия, как и все науки, стремится познать истину. Во все исторические эпохи истина была искусительно-интригующей причиной мятущегося и неугомонного человеческого разума. Великий парадокс состоит в том, что человеческий разум находит в природе то, что сам ищет, и вынуждает ее отвечать на поставленные им вопросы. Значит, значение разума состоит в том, чтобы эти вопросы найти. Знание о незнании, выраженное в замечательном высказывании Сократа, - вот исток всех великих завоеваний человеческого интеллекта.
А что касается философии, то в ней всегда ставились максималистские задачи: например, открыть первопричины бытия или выявить его универсальные законы. Кроме того, философия формирует общую культуру мышления, особый, универсальный язык духовной картины мира. Постичь философию – значит овладеть ключом ко всем областям знания. Философия – это свет мысли, живая связь духовной реальности.
Но у философии есть и практический смысл. Он состоит в том, что постижение философской мудрости – это и ключ к управлению жизнью. Вспомним опыт «Государства» Платона: ведь именно философов великий мыслитель считал единственно достойными выполнять функции управления государством.
Корр.: По сложившейся традиции Ялта, как и все Южнобережье, считается зоной туризма и рекреации, отдыха и развлечений. Как это, по-вашему, сочетается с мудростью и светом философской культуры, о которых вы говорили сейчас?
Т.Р.: Несмотря на то, что Ялта действительно является зоной отдыха, не все обстоит так однозначно. Во-первых, в Ялте живут и трудятся люди, рождаются, растут и учатся дети. Во-вторых, в Ялте сегодня существует интересная и разнообразная культура, есть значительный слой интеллигенции - творческой, научной, образовательной. В этом проявляет себя одна из лучших традиций культуры Крыма. В нашем регионе есть и философские традиции. Можно сказать, что уникальная природа Крыма пробуждала не только художественно-творческое вдохновение, но и глубокую мудрость.
Уверена, что эти традиции будут продолжены: в нашем университете уже в этом году появятся студенты-философы. Задачей их обучения будет овладение философской культурой, которая должна стать ключом к воплощению наших лучших надежд в реальность. Будем же оптимистами: нынешний кризис не первый в истории человечества, и, как и все, он преодолим с помощью духовных и интеллектуальных усилий.