В ходе очередного заседания сессии Ялтинского городского совета 27 марта депутаты утвердили Порядок привлечения, расчета размера и использования средств долевого участия в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры г. Ялта, а также типовую форму договора долевого участия в развитии инфраструктуры г. Ялта в новой редакции.Как рассказала в ходе выступления начальник отдела экономики и инвестиционной политики Елена Никитенко, с 1 января 2013 года изменилась норма Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» в части сроков уплаты застройщиками долевого участия в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города.
Обязанность по своевременной уплате долевого участия в бюджет Ялты возложена на всех граждан города, занимающихся строительством или реконструкцией объектов, будь то жилые дома, гаражи, хозяйственные блоки или нежилые помещения – офисы, гостиницы. Кроме горожан, строящих индивидуальные жилые дома общей площадью до 300 кв. м.
– Долевое участие в обязательном порядке должно быть уплачено застройщиком в бюджет города до ввода построенного или реконструированного объекта в эксплуатацию, – подчеркнула Елена Никитенко, пояснив, что согласно законодательству вводом в эксплуатацию считается дата регистрации декларации о вводе объекта в эксплуатацию в крымской инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК).
Кроме того, начальник отдела экономики и инвестиционной политики пояснила, что согласно закону договор долевого участия должен заключаться на этапе намерений застройщика на строительство или реконструкцию земельного участка, пояснив, что намерениями застройщика являются либо принятие решения исполкома городского совета об утверждении градостроительных условий и ограничений, либо принятие решения сессии городского совета о передаче земельного участка в аренду.
– Таким образом, с момента принятия этого решения договор долевого участия будет заключаться Ялтинским исполкомом на этапе утверждения или получения градостроительных условий и ограничений, – подчеркнула Елена Никитенко.
В договоре, по ее словам, также предусмотрен обязательный авансовый платеж с последующей рассрочкой платежа не более чем на два года.
– Понятно, что на данном этапе стоимость проекта, как правило, еще неизвестна, поэтому 20% будут взиматься не от сметной стоимости, а от показателей опосредованной цены, которую ежеквартально предоставляет Министерство регионального развития Украины. После того как застройщик завершит работы, ему будет пересчитана окончательная сумма долевого участия по фактической площади и итоговой сметной стоимости здания, – пояснила Елена Никитенко.
Выплату долевого участия застройщик должен произвести в течение двух лет, но до ввода объекта в эксплуатацию. Если же он не захочет соблюдать законодательство, долевое участие будет взыскано с него в судебном порядке. Даже если застройщик обратится в исполком за заключением договора долевого участия после регистрации декларации в ГАСКе, ему помимо суммы долевого участия будут начислены штрафные санкции за несвоевременное исполнение своих обязательств за каждый день просрочки.
– Поэтому, уважаемые застройщики! Согласно закону обращайтесь в исполком Ялтинского городского совета вовремя, то есть до ввода своих объектов в эксплуатацию за заключением договора долевого участия, – еще раз обратилась к застройщикам Елена Никитенко.
Проект регуляторного акта Порядка и типовой формы договора долевого участия обсуждался с общественностью Ялты 25 марта в ходе круглого стола, инициатором которого выступил исполнительный комитет Ялтинского городского совета.
Участие в нем приняли первый заместитель городского головы Александр Олефир, заместитель городского головы – управляющий делами исполкома Иван Паюк, директор департамента организационно-информационной работы и контроля Людмила Сыворотка, начальник отдела экономики и инвестиционной политики Елена Никитенко, сотрудники отдела по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, представители Коллегии общественных объединений и граждан Ялты и просто жители города.
Как рассказал первый заместитель городского головы Александр Олефир, за прошлый, 2012, год в бюджет города от уплаты долевого участия поступило больше средств, чем за три предыдущих года вместе взятых.
– С 2009-го по 2011-й в бюджет Ялты от уплаты долевого участия было перечислено 12,8 млн. грн., а в 2012 году – более 13 млн. грн., – отметил Александр Олефир, пояснив, что эта сумма равна всем капитальным вложениям в систему образования и здравоохранения за прошлый год.
Достичь этого, по его словам, удалось благодаря своевременной корректировке Порядка и слаженной работе как отдела экономики и инвестиционной политики Ялтинского городского совета, так и городских служб.
Для сравнения Александр Олефир привел суммы поступлений, полученных по договорам долевого участия в других городах Украины. Так, в Мариуполе – крупном металлургическом и машиностроительном городе, где количество населения почти в пять раз больше, чем в Ялте, доход от этого сбора в прошлом году составил 1 млн. 893,8 тыс. грн. А в Харькове – городе, принимавшем участников и болельщиков Чемпионата Европы по футболу «Евро-2012» – 19 млн. 700 тыс. грн.
Об изменениях в законодательстве участникам круглого стола рассказала начальник отдела экономики и инвестиционной политики Елена Никитенко, которая еще раз напомнила присутствующим, что обязанность уплаты долевого участия лежит на каждом застройщике, кроме горожан, строящих индивидуальные жилые дома до 300 кв. м.
– Чтобы рассчитать долевое участие, застройщику необходимо обратиться в Ялтинский городской совет с необходимыми правоустанавливающими документами, – пояснила начальник отдела экономики и инвестиционной политики, отметив, что ставки долевого участия остались прежними: 10% от сметной стоимости работ в нежилых помещениях и 4% от сметной стоимости – в жилых.
В ходе круглого стола общественники задавали интересующие их вопросы и просили прояснить те или иные нормы законодательства. Пояснения им давали сотрудники отдела экономики и инвестиционной политики, а также отдела по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.
– Это очень важный документ, который позволит исполнить нормы закона и обязать застройщиков участвовать в развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города. Он необходим для каждого ялтинца, так как именно за средства от уплаты долевого участия ремонтируются и реконструируются школы, садики, жилые дома, учреждения здравоохранения города, покупается необходимое медицинское оборудование, – пояснил первый вице-мэр.