Воспитывая каждого ребенка как индивидуальность, как личность, мы должны привить ему такие гражданские ценности, как общечеловеческие ( совесть, доброта, милосердие, уважение к старшим), демократические (чувство собственного достоинства, уважение к закону, уважение к интересам, правам, самобытности великих и малых народов, взаимопонимание, толерантность), национальные (ответственность перед Отчизной, любовь к своему государству, родному краю, уважение к национальной истории, культуре, языку, традициям, государственным и национальным символам, святыням).
Ливадийский УВК (школа І-ІІІ степеней – дошкольное учебное учреждение) много лет работает над созданием условий для формирования учащихся гражданами Украины, Крыма, национально сознательными, демократичными, жизненно и социально компетентными личностями, способными реализовать свои права и свободы, уважать права и свободы других граждан, быть толерантными, понимать собственную ответственность перед обществом, государством, быть патриотом родного края, своей страны.
С 2006 г. Ливадийский УВК является экспериментальным учреждением регионального уровня МОН АРК по теме «Формирование гражданской компетентности у учащихся в поликультурном регионе Ливадийского УВК».
Целью данной экспериментальной работы стало формирование социально и политически активной личности, которой присущи демократическая культура, осознание связи между индивидуальной свободой, правами человека и ее гражданской ответственностью, граждански зрелой и готовой к компетентному участию в жизни общества, содействовать становлению активной жизненной позиции учащихся по реализации идеалов и ценностей демократии в Крыму, Украине, создать учащимся условия для получения опыта гражданских условий, демократического поведения, коммуникативного взаимодействия на основании гуманитарных ценностей.
Для реализации поставленных задач в УВК разработана модель гражданской компетентности учащегося, проживающего в поликультурном пространстве. Она предусматривает серьезное изучение и внедрение во все направления учебной и воспитательной работы УВК данной темы.
Поэтому вопросы гражданской компетентности отражены в перспективном ежегодном планировании, в рабочем учебном плане каждого учителя-предметника, в научно- исследовательской работе и методической теме каждого учителя-предметника, в работе МО учителей и классных руководителей, внеклассной и внешкольной воспитательной работе , в школьном самоуправлении, в работе методсовета, а также в научно-методическом и психологическом сопровождении поставленных задач.
В учебном процессе это выразилось внедрением в инвариативную и вариативную часть более 17 курсов по выбору, спецкурсов, факультативов с 1 по 11 классы.
Например, таких как «Культура добрососедства» 1-11 кл., «Крымский веночек» в дошкольном учреждении, «Мы — граждане Украины», «Народоведение», «Юные друзья природы», «Основы православной культуры», «Художественная культура», «Гражданское образование» и другие, а также использование информационных и проектных технологий, интерактивных учебно-методических комплексов, использование инновационных технологий конструирования уроков для оптимизации межпредметных и межкурсовых связей, тестовых технологий, медиатехнологий.
В методической работе и работе методсовета это выразилось в проведении системных педсоветов, планировании и работе школьных МО, проведении ряда научно-практических конференций (в т.ч. всекрымских и всеукраинских), психолого-педагогичнеских консилиумах, ролевых играх, круглых столах, открытых уроках, предметных неделях и выставках, других мероприятиях. Созданная система методической работы в УВК направлена на обучение и методическое совершенствование умений учителя-предметника в использовании современных методов преподавания и вовлечение педагога в инновационную деятельность.
Приоритетными направлениями во внеклассной и внешкольной работе стали такие направления работы как:
— формирование у учащихся демократической ментальности, системы ценностей, патриотизма, национального самосознания;
— формирование культуры межэтнических отношений, толерантности, воспитание духовных и нравственных ценностей личности;
— формирование правосознания личности, воспитание культуры поведения в обществе, в семье;
— демократизация внутришкольной жизни, развитие ученического самоуправления.
Школьное самоуправление активно участвует в образовательно-воспитательном процессе УВК. Кроме стандартных, общеизвестных комиссий, в нашем школьном самоуправлении разработаны такие нововведения, которых требует сегодняшнее время, а именно: личностно-ориентированное воспитание каждого ребенка. В системе школьного самоуправления введен уполномоченный по защите прав ребенка, уполномоченный по лоббированию социальных интересов учащихся, комиссия по решению конфликтных ситуаций.
В работе задействовано и дошкольное учебное учреждение. Спецкурс «Крымский веночек» проходил апробацию в нашем детском саду и принес положительные результаты. Уже в детсаду в учебный процесс вводятся элементы гражданской компетентности. Дети выполняют некоторые элементы самоуправления, усваивают умения, навыки жить дружно, мирно сосуществовать в своем детсадовском пространстве, помогать друг другу, понимать и познавать окружающую среду. Приведу вот такой момент из жизни старшей группы «Лучики». Символом группы является большое солнце, а его лучи – это дети группы, сколько детей — столько лучиков. Каждое утро воспитатель достает из большого солнышка лучики, где каждый лучик носит имя ребенка и его фотографию, и дети выбирают себе поручения, которые будут выполнять в течение дня. Например, главный распорядитель всех дел в группе в течение дня называется «Главный золотой лучик». Тот, кто будет ухаживать за цветами – «Солнечная королева цветов», кто помогает сервировать стол к завтраку, обеду ужину – «Солнечный поваренок», к учебным занятиям – «Лучик знаний» и т.д. Каждый ребенок в группе имеет свое портфолио, где находятся его фотографии, родителей, дедушек, бабушек, своей квартиры, улицы, на которой живет ребенок, детсада, группы, символическая карта Крыма, Украины, с флагом, гимном, древо рода, совместные фото семейных праздников и детсадовских, награды, поощрения, рисунки ребенка. Вместе с родителями дети год от года составляют жизнеописание о себе, своей семье, совместных мероприятиях, детсадовской группы, школьных годах, достижениях. Такое портфолио — это не только жизнь ребенка в фотографиях, это еще и его путь формирования гражданина, приобретение умений, навыков, установок, как правильно жить в социуме.
Значение Республиканского конкурса «Моя Родина – Крым» для нашей работы по формированию гражданской компетентности ребят трудно переоценить: такая форма работы с учащимися своевременна и актуальна, она поможет нам, работающим с молодым поколением, повысить эффективность и практическую направленность в воспитании патриотизма, активной жизненной позиции у молодежи.
Мазур Л.А., директор Ливадийского УВК, отличник образования Украины, заслуженный работник образования АРК