На минувшей неделе городские власти встретились с представителями местной общественности для того, чтобы совместно обсудить основные проблемы Большой Ялты, решение которых невозможно без разработки и принятия генерального плана города и поселков, установления границ Ялтинского природного горно-лесного заповедника. А значит можно поставить крест и на дальнейшем развитии курорта. На обсуждение были приглашены специалисты, которые непосредственно занимались разработкой и обоснованием границ заповедника. Впервые проектировщики рассказали о вещах, о которых местная общественность даже не подозревала и о которых никогда не писали средства массовой информации.Новой объездной дороги не будет
- Мы еще живем с генеральным планом, который охватывает все населенные пункты Большой Ялты, что не соответствует закону о местном самоуправлении, - рассказал о корректировке генерального плана Ялты главный архитектор Владимир Приступа. – В общей сложности территория Большой Ялты включает 32 населенных пункта - все они должны иметь свои генеральные планы. Большинство поселковых советов уже приступили к работе над концепцией своего развития. Особо хотелось бы отметить Массандровский поссовет, который уже начал процедуру согласования генеральных планов своих поселков. В Кореизе и Гурзуфе этот документ вынесен на обсуждение общественности. Что касается Ялты, то на сегодняшний день разработана концепция развития, проведена инвентаризация земель и объявлен тендер на завершение разработки генерального плана. После обсуждения в союзе архитекторов в предложенную ранее концепцию были внесены изменения, которые касаются транспортных развязок. В частности, специалисты сделали вывод, что строительство объездной дороги вдоль границы заповедника является нерациональным. Для города лучше пойти по пути строительства магистрали параллельно Южнобережному шоссе: местами делать эстакады, местами - тоннели. Таким образом, ЮБШ станет внутренней городской магистралью, в район которой переместятся все общественные центры. Даже есть предложение перенести сюда и административный центр, но все эти вопросы будут обсуждаться на общественных слушаниях.
- Это не Нью-Васюки. Это вполне реальный проект, который в несколько раз дешевле, чем новая объездная, и строить ее можно в несколько этапов. Финансирование возможно за счет субвенций из госбюджета. Границы заповедника эта трасса не затронет, - подчеркнул главный архитектор.
Также Владимир Приступа отметил, что в местном бюджете предусмотрены средства на корректировку детального плана, который был утвержден в 2006 году до ЮБШ, и на разработку четырех детальных планов районов выше ЮБШ. Первое обсуждение этих документов на общественных слушаниях намечено в сентябре этого года.
Что мешает Ялте развиваться
О действующей инфраструктуре города и перспективах ее развития рассказал заместитель городского головы Юрий Кириченко. Он обратил внимание, что в генеральном плане Ялты есть раздел, посвященный инженерной инфраструктуре города, а это вода, канализация, газ, свет, тепло. Без решения многочисленных проблем, накопившихся по этим направлениям, город, а тем более курорт развиваться не будет. Однако реализация большинства предложенных проектов невозможна без установления границ города и заповедника, оформления землеотводов для коммунальных предприятий.
Так, Водоканалом совместно с Ялтинским исполнительным комитетом и Советом министров АР Крым была проведена большая работа по привлечению средств ЕБРР и получению международного гранта на модернизацию и развитие водопроводно-канализационного хозяйства ЮБК. Соответствующие отраслевые программы утверждены на уровне крымского правительства и города Ялты. В рамках этих программ в настоящее время проходит экспертизу проект переброски воды из верховья реки Кастана в Бахчисарайском районе в зону Счастливенского водохранилища. Во-первых, это значительно уменьшит затраты Водоканала на перекачку воды из Загорского водохранилища в Счастливенское, что в свою очередь позволит предприятию работать с большей экономической выгодой. А во-вторых, дебит этой реки в 6 млн. кубических метров в год поможет решить проблему обеспечения ЮБК чистейшей водой на 50 лет вперед. Кроме того, завершена разработка проектов по строительству резервуаров для чистой воды объемом в тысячу кубометров, по реконструкции главной насосной станции «Симеиз». Еще ряд объектов находятся в работе: санация канализационного коллектора в Алупке, водопровод к северному порталу, третья нитка канализационного коллектора, главная насосная станция для ялтинских канализационных очистных сооружений.
- Сегодня благодаря титаническим усилиям Водоканала и поселковых советов Большой Ялты мы добились 16 –часовой подачи воды в сутки, но этого недостаточно, - подчеркнул Юрий Кириченко. – Просто наличия воды мало. Ее надо сохранить и раздать, а для этого нужны территории.
Также Юрий Кириченко затронул проблемы газификации ЮБК, утилизации ТБО, захоронения.
Чтобы завершить газификацию поселков Большой Ялты, необходимо через ай-петринское плато протянуть магистральный газопровод, отдельные участки которого уже сделаны, построить две ГРС и закольцевать систему. Одним из сдерживающих факторов в решении этого вопроса является необходимость проведения работ в заповеднике, отсутствие его границ, а значит и охранных зон вдоль газовой магистрали.
Для решения мусорной проблемы планируется расширение мусороперегрузочных станций в районе гаспринского полигона ТБО и горгаза, установка на них мощных мусоросортировочных линий, которые позволят отбирать как минимум 30% ресурсоценных отходов. Остальная органика будет прессоваться и вывозиться на другие полигоны Крыма. Это позволит сэкономить местному бюджету миллионы гривен. Однако реализация этого проекта опять-таки невозможна без установления границ заповедника, также как и расширение кладбища в районе Иссар. Как объяснил заместитель городского головы, в этом районе есть порядка 30 га разреженного соснового леса, которые можно использовать для захоронения без изменения ландшафта и уничтожения деревьев. Однако препятствия для этого все те же.
Об этом местная общественность не знала…или не хотела знать
Впрочем, сначала конструктивный разговор с местной общественностью как-то не заладился. Известные своим «громким» нравом общественные лидеры и в этот раз были настроены по-боевому и мало прислушивались к объяснениям и аргументам представителей местных органов власти. Предложение задавать вопросы по существу они уже привычно использовали для собственных выводов, рассуждений и обвинений, частенько уводя процесс обсуждения в сторону. Складывалось впечатление, что раздражающая их формулировка «выведение земель из границ заповедника» мешает вникнуть в суть жизненно важных городских проблем.
Звучали и такие требования, как: «Не надо нам ничего развивать. Дайте ялтинцам реализовать свои права на землю – пять позиций каждому!»
Однако местные общественники заметно притихли во время выступления одного из проектировщиков проекта установления границ Ялтинского заповедника.
- Само словосочетание «выведение из заповедника» не имеет смысла, потому что у заповедника нет и никогда не было границ, - сказал кандидат географических наук Сергей Карпенко. – Когда специалисты положили очень точный космический снимок на схему лесоустройства, к которой сегодня привязываются границы заповедника, то получилось, что 70-80 га территории не хватает. Их просто не набирается. Эта проблема имеет очень давнюю историю. Эти земли передавали в заповедник вместе с дорогами, чего нельзя было делать, линиями электропередач, насосными станциями… По нормативным актам сегодня 148 объектов не могут находиться на территории заповедника. Плохо, что общественность, берясь за решение таких серьезных вопросов, этого не знает. С таким же накалом ей надо было бы требовать установления этих границ. В процессе разработки проекта установления границ заповедника комиссия в составе 25 человек, в том числе биологи, зоологи, ландшафтоведы, гидрологи, представители каждого лесничества, обследовали все эти территории, оценили их состояние, наличие на них уникальных природных комплексов либо типичных природных комплексов, которые надо сохранять. По этим критериям, по преобразованности часть территорий потеряла или вообще не имела природоохранную ценность. Разве могут искусственные посадки числиться как уникальные природные комплексы? Приведу еще пример: скала Ифигения, которая является памятником природы. К ней ведет хребетик, который является частью территории заповедника. Если мы оставим все так, как есть, то туристы не смогут проходить к скале. Мы предлагаем вывести этот хребетик из границ заповедника и присоединить к памятнику природы скале Ифигении, оставив его таким образом в заповедном фонде со специальным природно-охранным режимом. Там нельзя будет долбить молотками, менять целевое назначение земли, но туда смогут ходить люди. Такая же ситуация и со скалой Дракон над тоннелем по дороге в Севастополь, которая станет геологическим памятником.
Еще один яркий пример, когда в заповедник включены участки земли вдоль автомобильной магистрали, – эдакие анклавы, на которых ничего не то что жить - расти не будет. Какой же это заповедный режим? И если вы так любите расставлять точки над «і», то давайте не будем закрывать глаза на то, что абсолютно заповедная территория требует полного отсутствия на ней людей, а в Ялтинском заповеднике при общей площади более 14 тыс. га ежедневно могло находиться 3,7 тыс. человек, т.е. заповедник работал по модели национального парка. Сейчас стоит задача оптимизировать границы заповедника и создать условия для развития населенных пунктов на ЮБК. В СМИ растиражировали жареные факты о том, что около 700 га, которые находятся ближе к ЮБК, не включают в границы заповедника. Но почему-то никто не написал, что это в том числе 50 га охранной зоны для магистрали газопровода, около 200 га, которые приобретают другой охранный статус, кордон заповедника, воинская часть, карьер, кладбище, исторически сложившийся жилой фонд…. Все территории расписаны, и во время общественных слушаний все эти моменты будут обсуждаться с общественностью.
А почему ни один журналист не написал о том, что территория Ялтинского заповедника увеличивается с 14 тыс. га до 17,35 тыс. га за счет присоединения на севере Соколиновского и Куйбышевского лесничества. Это самые экологически чистые леса, и продление границ на север позволяет совместно с Байдарским заказником и заказником «Большой каньон» создать целостный природоохранный комплекс. Если проект установления границ Ялтинского горно-лесного заповедника получит одобрение общественности и пройдет согласование всех ведомств, то Ялта получит определенность, которая позволит ей нормально жить и развиваться, и наконец-таки закончится эта «долгая дорога в дюнах».
В завершении участники обсуждения согласились, что сегодня для блага Ялты крайне важно восстановить доверие между общественностью и органами местного самоуправления, а для этого шаги навстречу должны сделать обе стороны.Автор: Яна Коваленко