Родился Алексей Феодосьевич 2 марта 1933 года в городе Минеральные воды Ставропольского края, воспитывался в семье первого народного художника Украины Григория Петровича Светлицкого. Сейчас в его комнате висят раритетные картины – пейзажи и портреты его деда.
Еще с детства Алеша помнит, как певуче звучала скрипка, к которой его приучал дед, Григорий Светлицкий.
— Это был великий человек, его именем названа улица в Киеве. Он был учеником Репина и Куинджи, первым народным художником Украины. Кроме того, дед мастерски владел игрой на скрипке, чему в течение десяти лет учил меня, — вспоминает Алексей Феодосьевич
В то время известный художник просто обязан был написать портрет вождя мирового пролетариата. Григорий Петрович Светлицкий на картине «Апассионата» объединил краски и звуки - Ильич слушает одноименную знаменитую сонату Бетховена, которую все действительно любили.
Наверное, поэтому произведения Бетховена чаще других встречаются в репертуаре Гуляницкого. Когда мать направила мальчика в музыкальную школу, он успел сдать экзамены в 1-й класс музыкальной школы. Но началась война, и обучение пришлось отложить на три года. Учился А.Гуляницкий в музыкальной десятилетке им.Лысенко. Закончив ее с серебряной медалью, поступил в Киевскую консерваторию им.П.Чайковского по классу скрипки. И здесь он также отличился старанием и большими успехами.
Он с особым пиететом относится к исполнению сочинений Д.Шостаковича. Судьба подарила памятные встречи с Дмитрием Шостаковичем, а экземпляр партитуры первой симфонии Д.Шостаковича, ее первого выпуска (1927 г.), почетно хранится дома в семейном архиве.
— Я знал, что Дмитрий Шостакович — талантливый, признанный композитор, но не отдавал себе отчета, что встречаюсь с гением, — вспоминает Алексей Феодосьевич. — Впервые мы встретились с ним в 1963-м году, а два года спустя Шостакович приехал в Киев, чтобы помочь в осуществлении постановки своей оперы «Катерина Измайлова», известной еще как «Леди Макбет Мценского уезда». Я набрался смелости — или нахальства — и позвонил Дмитрию Дмитриевичу. И он дал добро на встречу, которую я никогда не забуду. Разговор касался партитуры первой симфонии: дело в том, что в каждом последующем издании этого произведения, по недосмотру выпускавших, накапливались ошибки. В связи с этим у меня возник ряд вопросов. За время нашего разговора маэстро обнаружил десятка три неточностей и исправил их — ноты, лиги, нюансы. Память об этой встрече я храню по сей день, – завершил рассказ Алексей Феодосьевич.
В 1963 году, когда он был еще аспирантом, по всему СССР объявили, что Игорь Маркевич, французский дирижер, набирает учеников. Со всего Союза должно было собраться 28 талантливых и молодых. И А.Гуляницкий попал в их число. Семинар длился 4 месяца, и эта школа была просто потрясающей! Все ученики Маркевича стали великими. Как вспоминает Алексей Феодосьевич о Маркевиче: «Он особо тепло относился к трем людям, включая меня».
Алексей Феодосьевич Гуляницкий за годы своей деятельности выступил более чем с 50 оркестрами бывшего Советского Союза и около 20 зарубежными. Но главное его детище – это Крымский академический симфонический оркестр, за дирижерским пультом которого Алексей Феодосьевич простоял 40 лет. На всей территории постсоветского пространства такой верностью своему коллективу смог похвастаться только легендарный Евгений Мравинский, который руководил Ленинградским симфоническим оркестром.
— Это было непросто. С оркестром мы объездили почти все республики бывшей Родины. Тогда он был самым востребованным и гастролируемым, — вспоминает Алексей Феодосьевич.
А в начале своей карьеры Алексей Феодосьевич и не подозревал, что судьба забросит его в Крым. После окончания аспирантуры руководитель нашел ему работу в Ялте. В качестве проверки дали выступить с оркестром. 31 мая 1965 года состоялся этот концерт. После этого Гуляницкому предложили место второго дирижера. Он согласился. Условия были нормальные для того времени, а для сегодняшнего дня – просто ужасные. Дали квартиру в бараке по ул.Пограничной, 8, в которой не было ничего, кроме электричества. Гуляницкому пришлось жить самому в Ялте, так как жена осталась с 5-летним ребенком в Киеве и еще из-за того, что они 7 лет стояли в очередь на получение квартиры. Но, вдруг, как чудо, ему дали отпуск в оркестре на год за свой счет. И тут же подошла очередь на получение квартиры в Киеве. Они тут же написали объявление на обмен на Ялту. Было 110 вариантов, но выбрали именно ту, в которой живут и сейчас.
К слову сказать, его жена, Тамара Петровна, замечательная женщина, которая во всем поддерживала своего супруга.
— Решающее слово сказали наши мамы, — вспоминает Алексей Феодосьевич. — Моя жена Тамара — коренная киевлянка, я жил в Киеве с 1938-го года, в Ялте у нас не было никого. Мы позвонили нашим мамам, посоветовались, а мой педагог по дирижированию Михаил Маркович Каннерштейн сказал так: «Соглашайся, это будет для тебя хорошим трамплином».
Через полгода я стал главным дирижером Крымского симфонического оркестра. Скрипку пришлось отложить. В Ялте под его руководством симфонический оркестр из небольшого курортного, созданного в 1937 году, превратился в высокопрофессиональный коллектив, которому стали по плечу сложнейшие произведения мировой и современной классики.
Смотрим список важнейших произведений, которые с 1965 года исполнил Крымский симфонический оркестр, и напротив многих имен композиторов стоит лаконичное слова «все». Бетховен, Мендельсон, Шуберт, Шуман, Брамс, Чайковский, Рахманинов — крымский симфонический исполнил все симфонии, все инструментальные и фортепианные концерты, все увертюры этих авторов. Гуляницкий смело предлагал музыкантам новых авторов — Стравинского, Бриттена, Шнитке, Бартока, Шостаковича, Караманова, Штогаренко, Шенберга и других. И лучшей наградой становились просьбы слушателей исполнять эту новую музыку.
А вот еще повод для гордости. 2 февраля 1985 года оркестр выступал в Москве, в концертном зале имени Чайковского. Именно тогда прозвучала впервые симфония Алемдара Караманова «Лунное море». Тот концерт был записан на всесоюзном радио и транслировался долгие годы по всему Союзу. А спустя десятилетия с этой записи был сделан компакт-диск.
— Представляете, как качественно мы тогда сыграли, что с концертной, а не студийной записи был сделан компакт-диск! — не скрывает гордости Алексей Феодосьевич.
В 1977 году на Всесоюзном смотре-конкурсе симфонических оркестров Советского Союза, в котором принимало участие 48 коллективов, именно Крымский оркестр стал лауреатом, оставив далеко позади многие столичные коллективы. В 1987 году оркестр награждают Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Украины, а в 1999-м — Почетной грамотой Кабинета министров Украины. В том же году Президент Украины Леонид Кучма вручает Алексею Гуляницкому орден «За заслуги» 3-й степени.
С 1965 по 2000 год оркестр почти ежегодно выезжал на гастроли в Литву, в Подмосковье, Азербайджан, Узбекистан, Белоруссию, Северную Осетию, Молдавию, Урал; 4 раза выступал в Киеве, трижды в Москве, два раза в Германии. А.Гуляницкий называл свой оркестр «оркестром на колесах».
… На вопрос, как удалось достичь таких высот, он отвечает: «Просто я очень люблю музыку!».
Матохин Игорь, ученик 7-В класса, Поддубова Анастасия, Архипова Анастасия, выпускницы ЭУВК «Школа будущего»