Помню, в детстве мы с друзьями по песочнице любили играть в слова, читая их задом наперед. Побеждал тот, кто быстрее остальных успеет дочитать слово до конца, то есть от последней до первой буквы. Получалось, честное слово, смешно. Особенно интересно было играть в такую игру в трамвае и в автобусе – надписи на стекле с обратной стороны легко читались шиворот-навыворот.
С тех пор прошло уже больше тридцати лет. Но забыть подобные детские забавы в наши дни не дают горе-рекламисты. Впрочем, своей цели они так или иначе добились: пройти мимо таких вывесок и рекламных щитов просто невозможно. Хочешь не хочешь, а поневоле остановишься. Хотя бы для того, чтобы расшифровать очередной рекламный ребус.
Что ж, пройдемся по евпаторийскому «полю чудес» и попробуем угадать три слова целиком. Денежных призов при этом не обещаем, но хорошее настроение вам гарантировано. Итак, дорогие друзья, улыбайтесь!
«Ремонт ивубо»
По всей вероятности, у автора этого рекламного спотыкача, замеченного на проспекте Победы в районе магазина «Нимфа», потрясающее чувство юмора. К составлению указателя человек подошел с фантазией – вышло уж больно заковыристо, слово читается справа налево, а не наоборот, как привыкли европейцы. Для особо недогадливых приклеен все-таки сапожок (как же без подсказки!), а еще стрелочка. Мол, «ты туда не ходи, ты лучше сюда ходи, а то снег в башка попадет…».
Невольно родилось веселое предложение. Рекламисты, возьмите его на заметку: иногда вместо букв в рекламных текстах, вывесках можно рисовать квадратики, как в знаменитой игре у Леонида Якубовича. А уж народ сам дофантазирует: как, что и где отремонтировать.
«Янракуреп»
Воображаю, какой «вынос головного мозга» обеспечивают подобные надписи иностранцам. Они, бедные (ну, это, конечно, образно), и так с трудом учат русские и украинские слова. А тут неожиданный квест: «И кто его знает…». Очень любопытные, прочитав такую вывеску, наверняка поспешат заглянуть внутрь «Янракурепа». Безумно же интересно, что за услуги там предлагают. Осторожные, напротив, в Интернете начнут судорожно искать русско-турецкие словари. И только самые начитанные улыбнутся: раз уж реклама у парикмахера такая забавная, значит, и к прическе клиента мастер подойдет с фантазией.
Фото блондинки на двери этой парикмахерской («Перукарня» на улице Дм. Ульянова) и с трудом читаемая надпись напомнили довольно забавную историю. Моя подруга киевлянка как-то поддалась искушению заняться сетевым маркетингом. Фирма, в которую Светлана устроилась на работу продавцом, распространяла косметику Dermajetics («Дермаджетикс», в нашем случае название в русской версии важно). И попросила меня нарисовать для маленьких рекламных листовок размером с визитку красивое женское лицо. Кроме названия фирмы Светка указала в рекламке лишь номер своего домашнего телефона (тогда мобильные только-только появлялись), подразумевая, что косметическая фирма настолько известна, что в дополнительной информации, что же, собственно, она предлагает, нет никакой необходимости. Распечатав листовки-визитки на бытовом принтере, Света отправилась распространять их в одном из районов Киева. «Надо искать богатых покупателей», – решила моя подруга, и, недолго думая, обошла места парковок авто – аккуратно цепляла персональную рекламу дорогой косметики в основном под «дворники» на лобовые стекла иномарок. Клиентуру же надо было как-то набирать…
Успех Светкиной рекламной акции был ошеломительным. Всю ночь в мирной квартире, где жила семья моей подруги, не смолкал городской телефон. Слащавые мужские голоса с явным иностранным акцентом, вежливо здороваясь, задавали один и тот же вопрос: «Дермаджетика, ты сегодня работаешь?»
Это я к чему. Господа рекламисты, будьте внимательны, когда приклеиваете буквы к столбам, дверям магазинов и салонов бытового обслуживания. Народ у нас, конечно, догадливый и временами очень даже веселый. Но еще великий Сократ сказал: «Заговори, чтобы тебя увидели». К грамотному, умному человеку, способному красиво излагать и оформлять свои мысли, – как ни крути, – доверия больше. И главное, окружающие всегда вас поймут правильно.
«Р, с, р, д, ж…»
На закуску – самая веселая реклама. Замечена как-то на улице Революции. Правда, эта витрина, где был вывешен набор букв, из которых покупателям магазина одежды следовало, очевидно, собрать слово, уже раз десять видоизменялась. Но фотофакт остается фотофактом: на витрине написано – не сотрешь!
И хоть букв тут не тридцать три, а гораздо меньше, все равно, согласитесь, чтобы прочесть подобную надпись быстро и максимально близко к задуманному, некоторым читающим надо проявить недюжинные способности, отличиться умом и сообразительностью. Впрочем, судя даже по этим трем вывескам, уж чего-чего, а сообразительности нашему народу не занимать.
Виктория СЕРЕБРЯНСКАЯ
Фото автора