— Сергей Викторович, как возникла идея создания предприятия?
— Сегодня многие уже забыли, что название нашей фирмы, это аббревиатура РАТОН — ремонт автомобилей и транспортное обслуживание населения. Начинали мы как кооператив с пяти автомобилей такси и был еще один микроавтобус РАФ. Работали на базе таксопарка. Водители, работавшие посменно в таксопарке, могли работать и у нас. Фирму мы зарегистрировали 4 марта, а уже через 10 дней первым приказом приняли на работу девять водителей, бухгалтера и директора. Позже взяли в штат 10 автослесарей. Это был 1989 год. В начале 90-х годов таксопарк переживал не лучшие времена. Тогда мы взяли в аренду 29 машин такси и приняли на работу более 50 человек. Изначально предприятие специализировалось на таксомоторных перевозках. Но шло время, формировался новый социальный класс предпринимателей. Ездить на такси могли себе позволить только богатые. В тоже время многих не устраивал автобус. Вспомните ялтинские автобусы — ходили редко, постоянная давка, удобств минимум. Тогда и появилась идея маршрутных такси. Проезд стоил чуть дороже, чем в автобусе. Мы начали разрабатывать новые маршруты, там где не ходили автобусы, по узким улочкам на 10 микрорайон и в другие удаленные районы города. Эксперимент себя оправдал. В 1995 году мы перешли на микроавтобусы, которых у нас было более 20. А с 1997 года РАТОН принял участие в конкурсе на пассажирские перевозки на 15 маршрутах. С этого времени мы постоянно участвуем в подобных конкурсах. В данный момент РАТОН обслуживает 52 процента автобусных маршрутов в Ялте.
— Можно сказать, что вы были первопроходцами пассажирских перевозок в Ялте.
— Да, многие маршруты, к которым ялтинцы уже привыкли, накатывали наши водители. С развалом таксопарка, а потом и автобусного парка, водители, слесаря, диспетчеры перешли на работу к нам. Мы ялтинское предприятие и работаем для города. РАТОН один из первых вышел с инициативой предоставлять два льготных места в автобусе. Ни копейки дотаций за перевозку льготных категорий граждан из бюджета мы не получаем, а перевозим бесплатно 13 льготных категорий. Я, как руководитель, понимаю, что городу сложно, средств в бюджете не хватает. В свою очередь городские власти понимают проблемы перевозчиков и стараются идти нам на встречу. Если возникают какие-то споры, то мы решаем их в рабочем порядке.
— Вы хотите сказать, что у перевозчиков нет разногласий с городскими властями?
— Я даже больше скажу. У нас взаимопонимание и с Гаспринским поселковым советом и с Ливадийским, и с Массандровским. В свое время, в разработке маршрутной сети принимали активное участие заместитель городского головы Владимир Мамыкин, а потом Геннадий Добкин. С перевозчиками встречался и вникал в наши проблемы Сергей Брайко. При содействии ялтинского горисполкома был открыт социально важный маршрут из Массандры через город в Ливадийскую больницу. Это позволило ялтинцам со средним достатком добираться до больницы по доступным тарифам. Надеюсь что и в дальнейшем у нас, как перевозчиков, будет взаимопонимание с городскими службами. Мы постоянно взаимодействуем с отделом транспорта и связи Ялтинского горисполкома, который возглавляет Елена Липовецкая. Наше предприятие не остается в стороне от городских мероприятий. По мере возможности оказывает городу помощь. На первом маршруте по городу снизили стоимость проезда до двух гривен.
— Какие планы на этот сезон, что ждете от лета?
— Для нас показателем курортного сезона всегда были майские праздники. Если в первых числах мая приедут отдыхающие, значит, сезон пройдет нормально. Май стал своеобразным индикатором курортного сезона не только для перевозчиков, а для всех предприятий Большой Ялты. Надеюсь, сезон пройдет успешно, ведь от этого зависит наша работа.
— Как вы считаете, в чем успех вашей фирмы?
— В первую очередь в людях. У нас дружный многонациональный коллектив. Люди у нас работают давно, дружат семьями. Много опытных водителей. Персонал подобрался грамотный от диспетчеров до водителей и механиков. У меня ответственные водители. Весь прошлый год нам удалось отработать безаварийно. Это очень важно, ведь мы перевозим людей. За каждого водителя, если он прав, я горой стою. Поэтому водители дорожат своим рабочим местом. Один из наших учредителей Владимир Мятенко работает в фирме со дня основания. Много лет отдала предприятию наш бухгалтер Татьяна Смирнова. Ребята с маршрута №8 Сергей Спиридонов, Игорь Разинкин и Иван Свиридюк выходят на маршрут и возят пассажиров на 10-й микрорайон в любую погоду. Я благодарен за добросовестную работу водителям Евгению Березовскому, Алексею Чухиль, Сергею Оленину, Леониду Буряченко, Олегу Шиховцеву, с маршрута №4 — Игорю Дробаха и Валерию Рыдченко, с 47-го маршрута — Энверу Хуршутову, с 27-го маршрута — Накипу Гасимову и Анатолию Косенко. Еще с таксопарка у нас работает механик Алексей Кузнецов. Инженер по безопасности движения Максим Карпухин начинал у нас водителем, а сегодня уже инженер. Антонина Уткина у нас мастер на все руки и секретарь, и начальник отдела кадров. Многие водители предприятия были награждены грамотами и благодарностями как горсовета Ялты, так и Совмина Крыма. Все, кто работают в РАТОНе, ценят атмосферу в коллективе. Мы ялтинцы и патриоты своего города.