— Мы специально совместили два этих мероприятия. Мы хотим, чтобы Крым предоставлял не только качественные курортные услуги, но и качественную продукцию всем нашим гостям, – сказал на открытии вице-премьер Крыма Павел Бурлаков. – Альтернативы, как экологически чистому продукту, любой крымской продукции сельскохозяйственного комплекса, просто нет.
Отельеры такому соседству были рады – прямо на турвыставке они имели возможность заключить прямые договора с поставщиками.
В нынешнем году ялтинская ярмарка снова бьет рекорд – только журналистов аккредитовалось 173. Самое большое количество за все время проведения! Возросло и число участников. В прошлом году их было 460, в нынешнем в главном зале – более 500, плюс 160 участников в дополнительных залах.
Министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев, отвечая на вопрос о проведении альтернативной выставки туроператоров, заметил, что слово «альтернативная» совсем не применимо в этом случае.
— Там проходит work-shop, и он проходит не в результате какой-то ссоры – это была моя рекомендация и моя инициатива, как и создание ассоциации туроператоров. Кроме этой ассоциации свои work-shop проводят еще две, где участвуют десятки турагентств и туроператоров, и они обсуждают начало курортного сезона. Очень здорово, что они приурочили свои мероприятия к началу выставки «Крым. Курорты. Туризм. 2013», — рассказал Александр Лиев.
Ялтинская туристическая ярмарка дает своего рода старт сезону – именно здесь формируются цены на лето и общая политика отдыха. В этом году основной упор сделан на событийный туризм и продажи через Интернет.
—Продажи в Интернете – это важный шаг, многие отели стали отказываться от услуг туроператоров, — прокомментировал современную тенденцию министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев. – Будущее – за онлайн-бронированием, стало больше продаж в Интернете – это нельзя сбрасывать со счетов.
В нынешнем году отдых в 4-5-звездочных отелях подорожал на 10-17 процентов. Однако это не просто повышение цен, а добавление новых услуг. Чуть более экономный отдых станет дороже этим летом на 7-12 процентов. Меньше всего поднял цены санаторно-курортный сегмент. В Ялте, к примеру, здравницы увеличили стоимость путевок на 7-10 процентов, а в Саках и Евпатории – всего на 4-7 процентов. И объяснение этому есть – в прошлом году санатории почувствовали расширение загрузки в межсезонье. Это выводит санатории на круглогодичную заполняемость.
Как всегда, участники выставки посетовали на налогообложение и привели в пример Турцию, где отели от налогов освобождены, и Грузию, где гостиницы имеют 5 лет налоговых каникул.
На вопрос журналистов, почему в Турции отдых получается дешевле, министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев справедливо заметил:
—Не может быть курорта там, где нет лечебных факторов. Если вы хотите котлет и водки – рекомендую Турцию. Но если вы хотите выглядеть, как сейчас, и еще столько же сохранять свое здоровье, то для вас – Крым! Наши грязи в Саках, к примеру, это панацея! Они лечат бесплодие, остеохондроз, к нам люди едут в поезде из Уренгоя три дня, чтобы полечиться. У нас умеренные цены, учитывая, что в них входят 3-4-разовое питание, 5 медицинских процедур, ручной массаж, полная функциональная диагностика и консультация врачей. И все это – 30 евро в сутки.
Поднимали на ярмарке и вопрос о том, сколько денег оставляют туристы на полуострове? Однако четкой методики подсчета до сих пор нет. Если говорить о товарообороте, то он составляет около шести миллиардов гривен в год. А вот чистый доход от туризма составляет 470 миллионов. Если считать только по путевкам и потраченным деньгам на отель – это одна сумма. А если учитывать, что каждый турист каждый день кушает, ездит, развлекается – это совсем другие цифры. Важно лишь одно – у Крыма еще есть возможность принимать большее число туристов, и надо этим пользоваться.
Кстати, в прошлом году неожиданный интерес проявили к полуострову англичане – именно они заняли четвертое место среди иностранных туристов, потеснив даже турков. Возможно, это случилось потому, что Крым в прошлом году проводил три мероприятия в Великобритании и эта реклама дала свои плоды. Количество туристов из туманного Альбиона увеличилось на 56 процентов. На третьем месте оказались любознательные немцы – их тоже посчитали и приятно удивились, что в Крым приехало туристов из Германии больше на 16 процентов. Ну а первое и второе традиционно разделили россияне и белорусы. Украинские туристы, которых в течение года бывает в Крыму более четырех миллионов, вне конкуренции.
Анализ Минкурортов показал, что европейцы проводят в Крыму 14 дней и тратят 14 тысяч гривен, белорусы и россиянине отдыхают 12,5 дня и оставляют в Крыму 12 тысяч гривен, а вот украинцы отдыху уделяют всего 6 дней и позволяют себе траты около 8-ми тысяч гривен.
Ярким событием 22 международной туристической ярмарки «Крым. Курорты. Туризм. 2013» стал фестиваль отельной анимации. Для руководителей гостиниц и здравниц даже провели спецкурс «Отельная анимация 2013».
Вечером гостей выставки – а это около 470-ти человек – ожидала яркая праздничная церемония открытия, которую вел Александр Педан, хедлайнерами вечера выступила группа «Танок на майдані Конго». Девочки-циркачки из ялтинской студии «Парад надежд» поразили зрителей своим великолепным номером. Культурная программа была шикарной, а деловая – весьма насыщенной. Мастер-классы, семинары, круглые столы, семинары, диспуты, обмены мнениями – участники ярмарки могли поделиться своими наработками и перенять опыт у тех, кто ушел вперед. Было о чем поговорить, что обсудить, о чем поспорить.
По предварительным подсчетам, выставку посетило около 12-ти тысяч человек. Подписаны контракты, завязаны знакомства, еще чуть-чуть – и сезон стартует. Посмотрим, насколько удачный старт дала ярмарку лету-2013.