На минувшей неделе в Ливадийском дворце прошел семинар, посвященный 68-й годовщине Крымской конференции, в котором приняли участие научные сотрудники музея, экскурсоводы и студенты вузов.За долгие годы, прошедшие с момента проведения конференции глав держав антигитлеровской коалиции в Ливадийском дворце в феврале 1945 года, это масштабное событие изучалось многими исследователями. Ее значение для послевоенного мира, геополитические изменения, политические аспекты и т.д. описаны в сотнях монографий и тысячах диссертаций. Однако многие моменты до настоящего времени было практически невозможно исследовать досконально, поскольку многие архивные документы были до сих пор засекречены или же считались безвозвратно утерянными.
Нынешний семинар был посвящен теме материального обеспечения Крымской конференции. На работах по ее подготовке и проведению были задействованы многие местные жители, тем интереснее с точки зрения истории родного края подобный взгляд на события тех лет.
Обзор обеспечения безопасности и хозяйственного обслуживания представил собравшимся и.о. заместителя директора Ливадийского дворца-музея по научной работе Олег Шамрин.
Подготовка к столь масштабному событию началась еще в конце 1944 года. Правда, еще в декабре не было ясно, где же конкретно эта встреча большой тройки пройдет. Среди вариантов рассматривались многие черноморские города СССР – Одесса, Батуми и.др. Подготовительные работы проводились и там. Но в итоге был выбран Крым, и 8 января 1945 года Лаврентий Берия подписывает приказ 0028 «О специальных мероприятиях по Крыму». В нем определялись ответственные лица и фронт работ на ближайший месяц. Несмотря на сжатые сроки, органы госбезопасности, которые контролировали работы, с успехом справились с задачей – работа конференции прошла без изъянов и чрезвычайных ситуаций.
Но спустя много лет появляются новые интересные факты. Например, до сих пор неизвестно, знали ли немцы о том, что конференция будет проходить в Ялте. Однако существуют задокументированные факты о том, что в начале 1945 года немецкие спецслужбы интересовались у своих агентов в Крыму погодой на ЮБК, возможно, чтобы спланировать авианалет или высадку диверсантов. Но, естественно, не получили достоверных данных, поскольку эти агенты еще осенью предыдущего года были перевербованы Советским Союзом.
Но возможную опасность мало предотвратить, нужно еще подготовиться и к возможному отражению угрозы и защите первых лиц. Тут также нашлись любопытные факты: в докладной записке Лаврентию Берии о готовности специальных объектов, как назывались южнобережные дворцы, в которых размещались члены делегаций, говорилось, что в спецобъекте №1 (Юсуповский дворец в Кореизе, где жил Сталин) было специально встроено «бомбоубежище первой категории, гарантирующее защиту при попадании 500-килограммовой фугасной бомбы», в спецобъекте №2 (Ливадийский дворец, где размещалась американская делегация) – «бомбоукрытие второй категории, рассчитанное на защиту от завала здания», а про бомбоубежище для Черчилля в Воронцовском дворце – вообще ничего. То ли не успели выстроить, то ли это какая-то военная хитрость – ученым еще предстоит изучать эти факты.
Старший научный сотрудник отдела «История Ливадии» Павел Плужник в своем докладе «Неоплаченные счета Крымской конференции» затронул интересную тему финансирования самой конференции и подготовки к ней. Оказывается, ранее этой темой практически не занимались: из-за отсутствия открытых документов, да и такие нюансы зачастую считались не слишком нужными – ведь историю пишут победители, кому какая разница, какие суммы были затрачены, если итог положительный. Она не слишком вписывалась в хвалебный фон, который окружает Крымскую конференцию уже долгие годы.
А в этой теме есть немало занимательного. Например, удалось выяснить, что полного денежного эквивалента затрат на все мероприятие до сих пор нет. Советское народное хозяйство функционировало по своей схеме – достижение результата любой ценой, в том числе и в ущерб объективным законам экономики. Так, в приказе 0028, который объявил о начале подготовки к конференции, не содержатся цифры на финансирование затрат. Все велось за счет прямых поставок товарно-материальных ценностей, выраженных в таких показателях, как килограммы, литры, метры, штуки, минуя их учет в денежном эквиваленте – сколько надо, столько и берите! Единственная сумма, которая была официально выделена – 500 тыс. рублей (в современном эквиваленте -1 млн. долларов) без целевого назначения. Однако есть вероятность, что и эта сумма не была необходима (хотя и не вернулась в бюджет страны), поскольку руководивший подготовкой НКВД имел столь высокий авторитет в обществе, что брал материальные ценности для решения возникающих проблем безоплатно. Как пример – заказ 40 килограммов порошка от блох и вшей в местных аптеках на сумму свыше 3 тыс. рублей. Выставленный счет так и остался неоплаченным, несмотря на многочисленные запросы бухгалтерии во все ведомства, вплоть до Москвы.
Что ж, даже 68 лет спустя Крымская конференция все так же хранит немало секретов, однако кропотливая работа историков помогает их понемногу раскрывать и предоставлять нам все новые и новые факты нашей истории.Автор: Дмитрий Сербин