— Самый главный вопрос – зачем коммунальное предприятие, которое имеет такое большое значение для города, передают в аренду трудовому коллективу? В чем тут положительные моменты?
— Раньше, чтобы произвести какие-то работы на рынке, необходимо было получить кучу согласований, пройти через комиссии – на это тратилось и время, и средства. Если он перейдет в аренду, нам гораздо проще будет заниматься ремонтом и благоустройством. На трудовом собрании коллектива мы сможем решать, куда потратить заработанные деньги и какие работы необходимо в первую очередь произвести.
К примеру, в прошлом году у нас полетел электрический кабель, пришлось его менять. Это было очень сложно, пока мы все согласовывали, выясняли, имеем ли мы право на эти работы, откуда брать деньги и так далее. Когда рынок будет в аренде, все эти вопросы станет намного легче решать.
Второй момент. Есть торговое место на проходе, где продажа идет более бойкая, а есть – в глубине рынка, куда меньше покупателей заходит. Но стоимость этих неравнозначных торговых мест одинакова, причем, на протяжении всех 17-ти лет, как работает рынок. Трудовой коллектив будет подходить к оценке торгового места более гибко. Раньше это делать было очень сложно – все движения регулировал торговый отдел и исполком. Сейчас мы сможем менять ставки на торговые места более динамично. Мы сможем индивидуально работать с каждым предпринимателем, привлекая его на наш рынок. Конечно, все Указы правительства о сдерживании цен на социальные сорта хлеба, на крупы, на другие товары первой необходимости мы будем выполнять.
—Вы все время говорите в будущем времени, а ведь рынок передан в аренду трудовому коллективу еще в ноябре прошлого года. Какие-то положительные сдвиги уже есть?
— Дело в том, что в ноябре, 8-го числа, на заседании исполкома было принято решение о передаче рынка в аренду. После этого наступила процедура самой передачи. Фонд имущества провел тендер на оценщика, определена фирма, которая этим занимается. Работает комиссия, которая передает имущество с баланса города на баланс трудового коллектива. Кстати, во время этой передачи рынок должен был на несколько дней остановиться, но мы на это не пошли. Как только закончится экспертиза, будет определена арендная ставка, и мы начнем работать в новых условиях. Сумма аренды зависит от многих показателей – насколько, к примеру, далеко рынок удален от автовокзала и исполкома, есть ли рядом остановки общественного транспорта и так далее. Эксперты еще не закончили свою работу. Пока предприятие находится в процессе передачи в аренду. Так что о каких-то сдвигах или улучшениях говорить пока рано.
—Трудовой коллектив – это кто?
—Это все работники коммунального предприятия «Дирекция рынков», начиная от уборщиц и заканчивая генеральным директором. Чтобы взять в аренду рынок, мы вначале провели собрание, на нем проголосовали за создание общества с дополнительной ответственностью, которое назвали «Ялтинский центральный рынок». Именно это общество и берет рынок в аренду. В графе «цель аренды» четко прописано – смешанный овощной и вещевой рынок. Так что целевое назначение мы менять не имеем права.
—Кстати, о вещах. Много лет шла борьба за то, чтобы убрать с рынка палатки с вещами, обувью, промтоварами. Несколько раз даже давали поручение на исполкоме немедленно провести эти работы. Но судя по вашим уставным целям, вещевой сектор вы все же оставляете?
—Да, оставляем. В свое время эти люди стояли на Пушкинском бульваре. И когда возник вопрос о том, что надо убирать этих предпринимателей оттуда, то им выделили место на нашем рынке. Их сюда разместили решением исполкома. Мы не имеем морального права их убрать – это 150 мест, значит, это 150 семей, которые живут за счет этой работы. А зимой, когда падают объемы продажи овощей и фруктов, вещевой сектор очень нас выручает.
—Сколько всего на рынке мест и насколько они заполнены?
—У нас 977 торговых мест. Сегодня они заполнены на треть – это привычная для зимы картина. Летом процент заполняемости рынка поднимается до 70-80-ти, но никогда у нас не было стопроцентной загрузки.
— Будут ли оставаться у рынка деньги, чтобы проводить какие-то капитальные работы? Ведь на протяжении последних лет все время говорят, что рынок – убыточный.
—Он никогда не был убыточным, другой вопрос, что он приносил мало прибыли. Прошлый год, к примеру, был несколько хуже 2011-го, потому что каждый год город готовит решение о том, чтобы оставлять деньги за аренду рынку. В прошлом году его приняли только в июне.
Вообще, когда рынок передадут в аренду, будет совсем другой подход к делу. У нас уже разработан план первоочередных мероприятий. Это – ремонт крыши, который не делался со дня основания в этом здании рынка. В планах – проложить новый кабель, сделать ливнестоки, канализацию, отремонтировать туалет. Как только нам станет известна сумма ежемесячной аренды, которую мы должны платить городу, мы сможем тогда посчитать, сколько денег останется на ремонт и благоустройство.
— Часто бывает, что аренда – это первый шаг к выкупу предприятия. Ваши продавцы говорят, что рынок уже давно купил какой-то россиянин.
—Рынок все равно остается городским имуществом. Если мы не будем платить вовремя аренду – с нами в любой момент могут расторгнуть договор. И второй момент – решение о выкупе тоже ведь принимает город, депутаты, это не наша прерогатива. Никто рынок выкупать не собирается, а разговоры о россиянах – это только слухи.