— Чтобы быть учителем, тем более учителем географии, надо много знать, увидеть своими глазами, пощупать своими руками, ведь мир такой огромный и многообразный, — считает Людмила Александровна.
Любовь к географии привила ей первая учительница географии, классный руководитель. А в 6 классе она приняла участие в научно-практической конференции в Новосибирской Академии наук и ее работу не только одобрили, но и напечатали в одном из журналов. Это был 1948 год — первый старт.
В 1951 году Людмила, ученица 9 класса, едет с группой студентов географического факультета на практику в Среднюю Азию.
— Эта поездка оставила неизгладимое впечатление: горы Тянь-Шань, глубокие расщелины и долины, — вспоминает Людмила Александровна. — Мы поднимались туда, где парят орлы, наблюдали смену природных зон, собирали гербарий и коллекцию минералов. В Пржевальске побывали на могиле Пржевальского Николая Михайловича и возложили цветы.
1953 год. Будучи уже студенткой второго курса, она едет на Алтай. Поездка была особо значимой, ведь именно там, в городе Ойрот-Тула (ныне Горно-Алтайск) Алтайского края в 1933 году она родилась. И через 17 лет вновь посетила родные края. Здесь все поражает воображение: горные реки, Катунь, красавец Алтай с его коренными жителями, экскурсии на кролиководческую ферму, сыроваренный завод и море земляники на пригорках, которая потом долго снилась по ночам. 1954 год. Поездка на «край света» — Магадан! Сколько впечатлений, встреча с Байкалом. А какую рыбу — байкальского омуля, ей удалось отведать. А дальше поездка на огромном корабле через пролив Лоперуза — кладбище кораблей. Океан встретил качкой, но сопровождающие киты и ночное свечение, благодаря трению планктона о корму корабля, приводили всех в восторг и помогали пережить трудности шторма.
— А вот и Магадан, город, построенный на костях политических заключенных. Я ехала на встречу через 15 лет со своим отцом Суворкиными Александром Васильевичем, арестованным в 1937 году по 58-й статье, — рассказывает Людмила Александровна. — Неприхотливая растительность, суровая природа и на фоне всего этого на скале огромный барельеф Сталина, высеченный руками заключенных.
Месяц в Магадане пролетел как один день, тундра манила к себе и одаривала ягодой морошкой, черникой, только надоедали навязчивые комары. Рядом с домом речушка, и по ней идет лосось на нерест, хоть лопатами греби. Разве можно такое забыть!
А со сколькими интересными людьми она познакомилась там: бывшие дипломаты, послы — лучший свет общества, те, кого постигла такая же участь как и ее отца.
1956 год. Окончен институт и направление на работу в Чистоозерный район Новосибирской области, где председателем колхоза «Путь к коммунизму» работает ее дядя, направленный в числе 30-тысячников на освоение целинных и залежных земель.
Там она проработала в сельской школе 2 года. Кроме того, что учила ребят, помогала осваивать целину: убирали урожай, возили зерно на элеватор, лопатили его, чтобы не сгорало, выращивали на дому кур и сдавали в колхоз, таким образом помогали выполнять план по сбору мяса.
1958 год. Людмила Александровна выходит замуж и вместе с мужем Николаем Васильевичем, военнослужащим, едет в Кировабад (ныне Генджа). Работает в школе, где когда-то учился маршал Советского Союза Иван Баграмян.
— Коллектив учителей огромный, более 70 человек, и русские, и армяне, и азербайджанцы, —вспоминает Людмила Александровна. — Жили дружно. Навсегда осталось в памяти, как они поздравляли меня с рождением моего первенца. Но кроме праздников было много трудовых будней, здесь я испытала трудности сбора хлопка, куда мы выезжали с учениками по воскресеньям, увидела море саранчи, которая пожирала все на своем пути, но и полюбила эти места, побывала в горах, на питомнике, где выращивали форель, на уникальных горных озерах, побродила по каштановым аллеям.
1964 год. Таборфальва — козье болото, где начался новый этап жизни в Венгрии. Людмила Александровна — директор школы. А в 1970 году она уже в Прибалтике, в Добеле, а затем в Советске, Калининградской области, на Неве, где когда-то Наполеон и Александр І встречались на плоту для урегулирования взаимоотношений между государствами.
Здесь она работала в ПТУ целлюлозно-бумажного комбината. Частенько бывала на комбинатах Немана и Советска и воочию видела весь процесс получения бумаги. Затем работа в управлении образования инспектором трудового обучения и зав.методическим кабинетом гороно.
— И опять поездки и обмен опытом работы с соседями из Литвы. Нас встречали тепло и радушно, мы отвечали тем же,— рассказывает Людмила Александровна. — Вместе с учителями и учащимися теперь мы решали уже другую проблему — заготавливали ветки на корм скоту (а как это было не просто, живя в городе), помогали выращивать и убирать урожай, работая в школьном лагере при колхозе. А сколько приятных воспоминаний оставили поездки на Балтийское море, где мы собирали на берегу янтарь, а на янтарном комбинате я увидела процесс его обработки.
Крым, Ялта, 1982 год, школа № 2. В числе делегации от Крыма она едет в Финляндию, край озер. Дух захватывает от воспоминаний о пребывании в этой стране. Культура и уникальное отношение к окружающей среде, чистота озер.
И вот уже 30 лет Людмила Александровна работает в школе №2, ныне ЭУВК «Школа будущего», старается передавать свои знания и опыт молодому поколению и молодым учителям, прививая любовь к профессии, которую они выбрали, так же, как и она, надеется Людмила Александровна, навсегда.
Ведь после окончания Новосибирского пединститута в 1956 году, куда бы ни бросала ее судьба, она всегда находила свое место в жизни.
Богатейший жизненный опыт, глубокие знания, природная чуткость, доброжелательность, любовь к выбранной когда-то профессии помогают ей находить правильное решение и чувствовать себя всегда востребованной.
Шитова Мария Викторовна, учитель истории ЭУВК «Школа будущего»