На ялтинской набережной аншлаг — в акваторию порта зашла кефаль. Этого момента многие любители рыбалки ждут целый год. У причалов не протолкнуться. Словно ежи, они ощетинились удочками и спиннингами. Но радость рыбакам ежегодно омрачают инспекторы рыбоохраны.
История противостояния рыбаков и рыбинспекции стара, как мир. Правила любительского и спортивного рыболовства устанавливают запрет на лов рыбы на зимовальных ямах с 1 ноября до окончания зимнего периода. Где нельзя ловить и в какие сроки, определяют местные рыбинспекции. Как и положено, Восточно-Черноморское бассейновое управление рыбоохраны издает приказ о запрете лова кефали с 1 ноября в акватории Ялтинского морского торгового порта, как в зимовальной яме. При этом никто даже не задумывается, что сам термин «зимовальная яма» употребим для внутренних водоемов — рек, озер, водохранилищ. В море таковых нет.
Но и это еще не все. Внимательные рыбаки, изучив приказ, обнаружили ссылку на пункт 4.14.3 Правил рыболовства. Открываем настольную книгу каждого рыбака и читаем вышеназванный пункт: Регион внутренних водоемов. Вообще, в пункте 4.14 идет речь о запрете лова рыбы на конкретных водоемах в определенные сроки. Например, в период нереста кефали нельзя ловить в море и лиманах с 20 августа по 10 сентября. В Крыму запрещен лов рыбы во внутренних водоемах с 1 апреля по 31 мая. На внутренних водоемах запрещено наслаждаться рыбалкой в период нереста и на зимовальных ямах. Об этом как раз и говорит пункт 4.14.3.
Как такая солидная организация, как рыбоохрана, может отнести Черное море и акваторию Ялтинского порта к внутренним пресноводным водоемам, остается загадкой. Интересно, что каждый год приказ о запрете лова кефали в Ялте с 1 ноября согласовывает республиканское управление юстиции, отвечающее за юридическую экспертизу нормативных актов. Ладно, в Минюсте далеки от рыбалки, но в профессионализме рыбоохраны сомневаться как-то не хочется. Это же их хлеб.
Те, кто в курсе правового казуса, рыбоохрану и экологическую инспекцию демонстративно игнорируют. Кто-то при виде проверки сворачивает удочки и уходит. А кто-то по наивности своей платит штраф за несуществующее нарушение. Все эти процессы сопровождаются руганью, скандалами и нервотрепкой.
Ситуация повторяется, как под копирку, каждую зиму. Лет восемь тому назад один ялтинский рыбак не выдержал и подал иск в суд, где и доказал, что акватория порта не относится к внутренним водоемам. Но за это время систему рыбоохраны в Украине и Крыму реформировали раз эдак шесть. Старые опытные специалисты ушли. Новые кадры, как правило, пришедшие из милиции, в юридические тонкости не вникают. Берут из архива старые образцы и переписывают один в один.
В итоге доверие к государственным органам власти в лице рыбоохраны сводится к нулю. Получается, что государство дискредитирует само себя из-за непрофессионализма отдельно взятых чиновников на местах. Среди любителей рыбной ловли происходящее комментируют так — закон что дышло, куда повернул, туда и вышло.