Матпомощь – одним и тем же?
Начальник управления труда и соцзащиты Анатолий Шамугия отчитался о выполнении программа «Забота» за прошлый год. Она исполнена на 94 процента и четко видно, куда пошла каждая государственная копейка. 761 тысячу гривен получили лично в руки малообеспеченные граждане – в качестве льгот, матпомощи или денежного подарка к юбилею. 388 тысяч было направленно на финансирование общественных организаций – Совета ветеранов, комитета инвалидов, членов общества «Афганистан» и организации «Вместе».
За матпомощью обратилось 555 человек – на это выделено 255,1 тысячи гривен. Средний размер материальной помощи в прошлом году составил 450 гривен против 376-ти в 2011-м.
—Наш город маленький, постоянно ползут слухи о том, что получают эти деньги одни и те же, — выступил председатель ОО «Аллея Вернисаж» Валерий Тимошенко. – Как ее выделяют, как ее получить – многие ялтинцы даже не знают.
На что Анатолий Шамугия ответил – матпомощь выделяет не управление труда и соцзащиты, а специальная комиссия, куда входят и представители общественности. Правда, как найти эту комиссию, не уточнил.
А председатель депутатской комиссии по вопросам социальной защиты, труда и занятости населения Сергей Репкин сообщил:
— Мы приняли решение – материальную помощь может получить только тот человек, который оформил субсидию. Это – первая возможность получения помощи от государства. А если человеку лень даже субсидию оформить, то почему он должен претендовать на матпомощь? Таким образом мы отсекли массу потребителей.
Трости, протезы и продукты
Кроме денег, управление труда и соцзащиты также выделяет продуктовые наборы, предметы первой необходимости, протезы – в прошлом году, к примеру, трости получили 42 человека на сумму две с половиной тысячи гривен.
В этом году, учитывая внимание к ветеранам, программа «Забота» была разделена на две – одноименную и «Ветеран». То есть, «Забота» — для всех, а «Ветеран» — для ветеранов. Ну, от переименования суть не меняется.
Те, кому исполнилось 90 и старше, а также 100 лет, получат от города подарок – 300 гривен. Появился новый вид социальной адресной помощи – детям войны, которым исполнилось 75 лет – по 100 гривен. Почетным граждан пособие увеличили до 500 гривен.
Вообще, в этом году подход изменился – теперь больше средств брошено на оказание адресной помощи, а не на содержание общественных организаций. Материальная поддержка всем нуждающимся стала больше на 42 процента.
Кому дать, кому не дать?
—В условиях несколько сокращенного бюджета правильно больше внимания уделять адресной помощи, чем непосредственно поддерживать общественные организации, — положил задел трудной теме депутат горсовета Игорь Александров. – Мы видим диспропорцию – некоторые организации вообще не просят финансирования.
— Ни одна организация не получает денег на сотрудников, кроме Совета ветеранов, — подлила масла в огонь председатель коллегии общественных объединений Ялты Анна Саломатина.
И общественники начали высказывать свои претензии.
—Дети войны имеют льготы в 25 процентов по коммуналке, но не имеют льгот ни в больнице, ни на лекарства, — выступила председатель ОО «Дети войны» Татьяна Репкина. – Семь лет назад мы создали нашу организацию, репутация в городе известна, дадите вы нам денег или нет – мы все равно будем жить. Мое мнение – все эти организации должны быть представлены в Совете ветеранов.
— Наша организация существует с 1987-го года, и в прошлом году нам впервые была выделена матпомощь, — рассказал собравшимся председатель общества «Афганистан» Валерий Мухин. – В этом году матерям погибших солдат выделили по 350 гривен в месяц – это купить две упаковки лекарства от давления. Надо хотя бы до 500-т гривен увеличить. И нам надо хотя бы на 10 тысяч финансирование поднять.
Попросила денег и Людмила Коломейченко, председатель ОО инвалидов войны и вооруженных сил:
— Инвалид войны – это самый высокий статус, и хотя их сегодня осталось мало, но они требуют большого внимания. Ходячих среди них почти нет, их надо посещать, что-то ведь надо принести, а не с пустыми руками прийти.
Есть закон – исполняйте
Претензии сводились в основном к Совету ветеранов – именно эта общественная организация получит 349 тысяч гривен на административно-хозяйственные нужды. Поэтому председатель Совета ветеранов Валерий Гриценко держал перед собравшимися большую речь.
—У нас на учете состоит 31 тысяча ветеранов. У каждой общественной организации есть свой устав и свой закон – для детей войны, инвалидов и так далее. Если законодатель предусматривает доплачивать этим организациям, то пожалуйста, я бы очень этого хотел. Но законодатель предусматривает именно нашу организацию освободить от коммунальных платежей, город обязан бесплатно предоставить помещение, телефон. Мы живем в соответствии с этим законом. Мне много денег не надо – платите коммунальные услуги и дайте возможность, чтобы я председателям ветеранских первичек платил по четверть ставки и еще три ставки – в Совете ветеранов. Если вы уменьшите мне финансирование на 50 тысяч гривен, то я не смогу платить зарплату председателям.
Как считать?
Озвученная цифра в 31 тысячу членов Совета ветеранов смутила присутствующих. Народ стал выяснять, сколько всего у нас льготников?
Оказалось, что тех, кто проходит по статусу как ветеран войны, — 4970 человек. А вот детей войны, которые пользуются льготами, 15541 человек. А всего в Ялте льготников, с учетом всех 25-ти законов Украины, — 30 тысяч 175. Пенсионеров же по Большой Ялте – 36 тысяч.
Так что вполне реально иметь в Совете ветеранов столько членов. Ведь даже если человек просто вышел на пенсию и не имеет никаких льгот, он может смело вступать в эту организацию.
Другой вопрос, что многие горожане состоят и в одной организации, и в другой, и в третьей – что законом, кстати, совершенно не запрещено.
—Самая реальная цифра – это те, кто стоит на учете в управлении труда и соцзащиты, — отметил Сергей Репкин. – А если Совету ветеранов не хватает денег – не заправляйте машину. И поселки к тому же выделяют деньги на свои Советы ветеранов. Общественные организации создаются по убеждениям, и необязательно получать там зарплату. К тому же, в Совете ветеранов 35 процентов идет на мероприятия, остальное – на администрацию и хознужды. А по закону должно быть наоборот.
Секретарь городского совета Сергей Илаш подвел черту:
— Это тяжелый вопрос. В бюджете есть средства на один миллион, а запросы сделаны на полтора. Все мы ялтинцы, все нуждаются в помощи, и тот, кому сегодня 5 лет, и тот, кому 82. Эти программы созданы для них всех и сумма для них общая.
От редакции:
Дележ городских денег – дело непростое. Тем более, когда их крайне мало, а почти все – и ветераны, и инвалиды, и дети войны, и афганцы – требуют финансовой подпитки. Те же праздники возьмите, да хоть ближайшее 23 февраля. Гвоздички и тортик надо вручить? Надо. Стоят вроде недорого, но это расходы.
Будет правильным, если в первую очередь финансирование из городской казны получат те организации, которые реально работают. Кто может прозрачно отчитаться за потраченные деньги. Не стоит ругаться между собой из-за этих тысяч – стоит сесть вместе и договориться. Посмотреть, сколько на те или иные организации дают поселки – а они ведь дают. Сколько приходит спонсорских денег – а они ведь тоже имеются. И уже потом поделить так, чтобы ни у кого не остался камень за пазухой.