К ситуации на рынке труда тяжелее адаптируются люди, не имеющие достаточной профессиональной подготовки. Одни молодые люди сталкиваются с трудностями трудоустройства из-за отсутствия опыта работы и навыков ее поиска, другие разочарованы приобретенной профессией, которая не пользуется спросом на рынке труда. В результате молодые люди теряют уверенность в себе.
В современных условиях роль профессиональной ориентации постоянно возрастает. Развитая система профессиональной ориентации важна уже на этапе школьного образования. Поэтому система профессиональной ориентации – это основное звено между сферой образования и сферой занятости.
Система профессиональной ориентации населения реализует следующие социальные функции:
— подготовка к осознанному и мотивированному выбору профессионального пути или перемене профессии;
— целенаправленная подготовка к труду;
— эффективное планирование и устойчивое построение оптимальной профессиональной карьеры (с учётом неоднократной смены профессии, рода деятельности).
Трудно переоценить важность правильного выбора профессии. Человек не на своем месте не может эффективно работать. В современном мире насчитывается около 50 000 профессий. Ежегодно 500 из них «исчезают» и появляются столько же новых. Найти себя, свою профессию и свое место в жизни – сложная задача.
Чтобы выбрать для себя дело, полностью соответствующее потребностям, интересам личности, ее стремлениям, а также физическим возможностям, необходимо познать себя, изучить мир профессий, возможности получения образования и профессионального роста. Каждая профессия требует особенных способностей, но как их в себе определить, найти и развить?
Человеку необходимо определиться во всем многообразии профессий, понять их содержание, суметь реально оценить свои возможности, склонности и способности. Подготовка молодежи к сознательному выбору профессии – одна из главных задач и школы, и службы занятости.
Что затрудняет выбор профессии? Недостаток информации о содержании конкретных профессий и о том, какие из них пользуются спросом на рынке труда. Незнание своих индивидуальных особенностей и способностей – еще один фактор, затрудняющий профессиональное самоопределение.
Особенно остро проблема профессионального самоопределения стоит перед старшеклассниками, ведь им после окончания школы предстоит сделать выбор в пользу учебного заведения или места работы. Учащиеся не готовы адекватно оценить обстановку на рынке труда. Им не хватает объективной информации о требуемых специалистах в регионе. Они не способны оценить свои возможности, а это ведёт к тому, что выбор ВУЗа или другого учебного заведения часто происходит спонтанно.
Как сориентироваться в многообразии профессий?
Универсальных ответов нет, но можно придерживаться следующей схемы:
* Узнать как можно больше информации о мире профессий и определить сферу деятельности, которая вас интересует.
* Изучить самого себя (что у меня лучше получается? к чему я сам более склонен?), составить представление о своих интересах, способностях, склонностях.
* Выяснить, нет ли у вас медицинских противопоказаний по выбранной профессии.
* Встретиться с представителями этой профессии.
* Узнать, в каком учебном заведении можно получить данную специальность.
* Выяснить, пользуется ли профессия спросом на рынке труда, в том числе в вашем регионе.
* Проанализируйте все это, и если в формуле «хочу – могу - надо» совпадет все, то сделанный выбор правильный.
Где можно найти информацию о профессиях?
Некоторые профессии знакомы нам с детства: врач, медсестра, воспитатель детсада, учитель, продавец и некоторые другие. Но их мы воспринимаем как бы «со стороны». Источником информации о профессиях могут быть члены семьи или знакомые, а также книги, фильмы, теле- и радиопередачи.
Центр занятости располагает систематизированной информацией о профессиях, источником которой служат профессиограммы и профессиокарты, информационные папки о профессиях, информационные листки и буклеты, фильмы о профессиях. Эта информация сосредоточена в профинформационном секторе центра занятости. Здесь же находятся справочники учебных заведений.
Оценить индивидуальные психологические особенности поможет профдиагностическое тестирование и консультация, которые проводятся специалистами-профконсультантами центра занятости. Профконсультация поможет определить, насколько выбранная профессия соответствует индивидуальным особенностям человека. Методики, используемые для профдиагностического тестирования, позволяют определить профессиональную направленность и психофизиологические особенности человека, его темперамент и характер. В профдиагностике используются тесты для оценки психических процессов – внимания, памяти, мышления.
Одно из важнейших направлений профориентационной работы – это занятия с выпускниками школ. Специалисты Ялтинского городского центра занятости систематически проводят профориентационные занятия и уроки «Реальной трудовой жизни», презентации профессий, Дни открытых дверей.
Важным звеном в профориентационной работе является работа с родителями. Их попытки ускорить процесс профессионального самоопределения дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и отказ от всякого самоопределения, нежелания вообще чего-либо выбирать. Зачастую представления родителей о «правильном» выборе отстают от реальной жизни. Причина — появление на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков просто не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации собственной неустроенности. Некоторым сложно предположить, какие ценности будут адекватны завтрашнему дню.
Специалисты Ялтинского городского центра занятости частые и желанные гости на родительских собраниях в школах. Профинформационная работа с родителями школьников не проходит напрасно. Родители по-другому подходят к ситуации профессионального определения школьников. Многие из них приводят своих детей на консультацию в центр занятости.
На качественном уровне проводить профориентационную работу позволяет проект государственной службы занятости – программно-аппаратный комплекс «Профориентационный терминал». Это доступный и привлекательный источник профориентационных услуг не только для школьников, но и для педагогов, родителей. В «Профориентационном терминале содержится вся необходимая информация, чтобы помочь школьникам определиться с выбором будущей профессии. В 11-ти школах установлен «Профориентационный терминал». И недостатка в пользователях нет.
«Профориентационные терминалы» активно используются специалистами Ялтинского центра занятости для проведения профориентационных уроков для школьников.
Ялтинский городской центр занятости совместно с Управлением образования проводит ежегодный конкурс агитбригад по профессиям. Профориентация в форме агитбригад дает возможность выпускникам школ понять, что в условиях современного рынка труда достичь успеха может только тот, кто имеет высокую профессиональную подготовку.
Успешное профессиональное определение напрямую зависит от самих школьников, от их активной жизненной позиции, которая формируется благодаря доступу к информации.
Уважаемые выпускники школ! Кто из вас затрудняется в выборе будущей профессии, просим обращаться в Ялтинский городской центр занятости (ул. Ленинградская 14). Телефон для справок:234185.
Наталия Башинская, начальник отдела активной поддержки безработных Ялтинского городского центра занятости