Ирина Михайловна Лавниканис живёт в обычном 4-этажном доме в Гурзуфе. Уютный дворик, ничем не примечательный подъезд. Но стоит перешагнуть порог её квартиры…И невольно перехватывает дыхание. Со всех сторон смотрит на нас Николай Михайлович Полудённый, оперный певец и педагог, народный артист Украины, заслуженный артист России. Это – её родной брат. Его нет с нами уже семь лет, но все эти годы Ирина Михайловна бережно хранит личный архив певца. Она же принимала активное участие в работе по выпуску посвящённой ему книги «Я пою, а значит – живу…», которая увидела свет в 2006 году.
Альбомы с фотографиями, письма, записки, афиши – бесценные свидетельства яркой, неординарной жизни. Не случайно Ирина Михайловна задумала передать часть документов, касающихся жизни и творчества Николая Михайловича, в Гурзуфскую музыкальную школу. В надежде, что там появится экспозиция, посвящённая ему и его жене Миле, заслуженной артистке Украины.
Николай Михайлович Полудённый вырос в Гурзуфе. Невозможно равнодушно читать, к примеру, такое письмо:
«Гвардии полковник З.И.Финиельсон – директору Гурзуфской средней школы. Гурзуф, 1.10. 1951
Благородный поступок ученика 8 класса Гурзуфской средней школы, члена ВЛКСМ, Николая Полудённого. 29 сентября мною были утеряны часы, являющиеся большой для меня ценностью, - именной подарок от командующего армией за участие в штурме и взятии Берлина. Николай Полудённый нашёл часы и передал их дежурной сестре. От всей души благодарю Николая за честность и благородство».
Его мама, учительница начальной школы, впервые увидела сына на сцене, когда приехала из Гурзуфа в Куйбышев на его творческий вечер. Детство Николая пришлось на войну: в доме не всегда хватало хлеба, но неизменно были под рукой любимые книги… А ещё, вызывая зависть гурзуфских мальчишек, он мог прыгнуть со скалы в море. И бесстрашно лазал по телеграфным столбам, устроившись на работу линейным мастером связи. Петь же благословил его сам Иван Семёнович Козловский, услышав на одном из праздников в Крыму, как Николай, исполняет песню «Партия - наш рулевой».
«Коля, всё, что можешь, все силы отдай своему народу. Мама». Эта телеграмма пришла на адрес М.Полудённого из Гурзуфа в тот день, когда ему было присуждено звание заслуженного артиста республики. Она поздравила его первой.
Сохранилось в домашнем архиве ещё одно письмо от Нины Николаевны, мамы артиста.
Н.Н. Полудённая –
Н.М.Полудённому.
Днепропетровск, 8.03.1978
Сыну
Запомни, сын мой,
Как бы ни был длинен
Твой путь по жизни –
До последних дней
Через года -
во всей судьбе твоей
Останутся лишь две святыни,
Их имя – Мать и Родина.
Они – Начало всех начал
твоих высоких,
В час праздника иль
в час беды жестокой
Ты перед ними голову
склони.
В родной стране ты сам
в себе уверен,
Могуч и прочен, полон
жажды жить.
Всё, что задумал и свершить
намерен,
Тебе поможет Родина
свершить.
И начиная путь свой,
И итожа
Успехи и потери,
Помни, сын,
Что ничего на свете быть
не может
Страшней потери
Этих двух Святынь».
А на одной из фотографий с видом побережья Гурзуфа мать написала Николаю с обратной стороны:
«Чудесный дом, прекрасная жена, любимая работа – всё это бесценное сокровище. Береги их, сын. С ними будет и здоровье».
В одном из интервью певец признавался: «Наш отъезд в Гурзуф – возвращение к истокам. Очень волновался, как приживётся в Крыму моя любимая женщина – Милия Ивановна Полудённая. Но горы и море – такая красота, перед которой устоять невозможно. Это превыше всего… И в храм мы ходим, поём высокую духовную музыку».
С 1999 по 2005 гг., после возвращения в Крым, Н.М.Полудённый возглавлял практически все вокальные конкурсы, проводившиеся здесь, вёл активную общественную работу, всегда с готовностью принимал приглашения для участия в концертах, неоднократно радуя почитателей своим пением, в том числе – в музее А.С.Пушкина в Гурзуфе.
Есть у него и труды по основам вокальной педагогики: «Историко-теоретический экскурс», «Методика распевания», «Об искусстве пения и певцах», «О технике звукоизвлечения», «Основные правила певца»…
И, может быть, где-нибудь в тишине классных комнат, глядя на портрет Николая Михайловича Полудённого, какой-нибудь юный музыкант повторит вслед за ним: «Я пою, а значит – я живу».Автор: Галина Александровна Пахтусова