Хозяйственный суд Крыма частично удовлетворил иск компании «Granada Logistics S.A.» к Ялтинскому морскому торговому порту и постановил взыскать с госпредприятия $89,3 тыс долларов в пользу владельца судна, которое безосновательно было задержано на 3 месяца. Как передает «Новый Регион», порту придется выплатить также 14 тыс грн судебных издержек.
Как сказано в решении Хозсуда, иностранная компания «Granada Logistics S.A.» обратилась с иском в связи с безосновательной задержкой и вынужденным пребыванием в Ялтинском порту теплохода «OMEGA-G», чему способствовали незаконные действия руководства порта. Из-за простоя компания понесла значительные убытки и потребовала взыскать с виновных 115,2 тыс долларов.
В суде было установлено, что теплоход в 2009-2011 годах осуществлял перевозки на грузопассажирских линиях Севастополь – Стамбул и Ялта – Стамбул. На зимовку в порт Ялты теплоход зашел 18 декабря 2011 года. 15 февраля «Granada Logistics S.A.» (Коморские острова) заключила договор о продаже судна турецкой компании за 720 тыс долларов и получила авансовый платеж на 144 тыс долларов, после чего должна была доставить его покупателю. Однако действия руководства порта привели к срыву сделки и невозможности выполнить условия договора купли-продажи.
Так, 9 марта владелец судна после оплаты всех портовых сборов запросил разрешение на выход от причала на 10 марта, но дежурный диспетчер отказался подписать заявку, сославшись на устное распоряжение начальника ГП «ЯМТП» Александра Котовского. Лишь через 4 дня руководство порта объяснил свою позицию тем, что якобы у судовладельца имеется долг в сумме 326,1 тыс долларов за время стоянки в порту в январе-декабре 2009 года, которая была доначислена в ходе проверки КРУ Министерства транспорта Украины. Иностранная компания обратилась в Окружной административный суд, который 22 марта признал факт отсутствия задолженности. Севастопольский апелляционный административный суд, куда обратился порт, 27 апреля оставил это решение без изменений. Уже на следующий день судовладелец потребовал от руководства порта выполнить судебное решение и выпустить теплоход из порта, при этом добросовестно оплатив причальный сбор за все время вынужденного простоя. Но несмотря на неоднократные обращения, капитан порта проигнорировал постановление суда, а 4 мая снова запретил выход теплохода из порта, мотивировав это распоряжение наличием все той же задолженности на сумму 326,1 тыс долларов.
«Granada Logistics S.A.» попросила Окружной суд проконтролировать исполнение его решения и признать действия капитана порта противоправными. В результате 29 мая капитан порта Надеждин получил штраф в размере 10,9 тыс грн за невыполнение решения суда, а 2 июня он распорядился выпустить теплоход в море и выдал соответствующий сертификат.
Однако начальник порта Котовский утром 3 июня снова по телефону приказал диспетчеру запретить выход судна в море и отменить заявку на выезд погранично-таможенных и санитарно-карантинных служб, чего требуют правила пересечения границы Украины. Коморская компания потребовала от начальника порта прекратить злоупотребления служебным положением и выполнить решение суда, но 5 июня была поставлена перед фактом: порт решил подать апелляцию на решение о штрафе капитану порта, а пока разбирательства не закончатся, судно останется у причала.
Очевидно, после этого в руководстве порта возникли разногласия в отношении сложившейся ситуации, потому что оштрафованный капитан порта Надеждин 6 июня продлил действие разрешения на выход судна, однако представитель порта не пришел на предусмотренный правилами контроль. «Granada» была вынуждена выставить претензию и продолжила оплачивать сборы по утвержденным тарифам. Однако 8 июня порт выставил счет на сумму почти 32 тыс долларов за два дня стоянки 7-8 июня, с чем судовладелец, естественно, не согласился.
Как следует из текста судебного постановления, стоимость услуг порта носит неоднозначный характер. Так, стоимость стоянки за весь февраль составляла 4348 долларов, а за период с 10 по 12 марта порт выставил счет на сумму 1165 долларов. После того, как порт прекратил выставлять счета, судовладелец был вынужден сам рассчитывать сумму оплаты согласно утвержденной тарифной сетке, и произвел перечисление 3435 долларов за стоянку с 3 апреля по 3 мая.
В итоге, после череды писем 13 июня начальник ГП «ЯМТП» Котовский и представитель компании «Granada logіstіcs S.A.» подписали акт согласований, и теплоход смог покинуть Ялтинский порт.
После рассмотрения иска Хозяйственный суд пришел к выводу о том, что теплоход «OMEGA-G» не смог выйти в море на протяжении более 3 месяцев вопреки воле его владельца из-за противоправных действий должностных лиц порта.
Тем не менее, финансовые претензии коморской компании к ЯМТП суд удовлетворил частично, отказав в компенсации зарплаты членов экипажа за время вынужденного простоя ну сумму 16,5 тыс долларов, юридических услуг на 41 тыс грн, покупки продуктов и топлива на 8,7 тыс грн. В то же время суд признал, что портовые сборы в сумме 15,1 тыс долларов за указанный период выплачивались только из-за противоправных действий руководства госпредприятия.
Кроме того, суд установил, что из-за невозможности выйти в море и выполнить договор купли-продажи судна, коморская компания была вынуждена вернуть аванс покупателю, а сделка на 720 тыс долларов сорвалась. По приходу в Стамбул судовладелец продал теплоход другому покупателю уже за 657 тыс долларов, потеряв доход на 63 тыс долларов. Эту сумму Хозсуд признал упущенной выгодой. Еще 6,8 тыс долларов порт заплатит за вынужденное продление договоров страхования судна.
Таким образом, противоправные действия должностных лиц привели к тому, что государственное предприятие «Ялтинский морской торговый порт» обязано выплатить «Granada Logistics S.A» 89 348 долларов.
Отметим, что руководство Ялтинского морского торгового порта, вне зависимости от кадрового состава, стабильно фигурирует в уголовных делах. За несколько лет в порту сменился ряд начальников, при этом каждый новый руководитель обвинял предшественника в ведении незаконной деятельности разного рода.
Последнее уголовное дело было возбуждено в августе 2012 года, когда при получении взятки задержали заместителя начальника ГП «Ялтинский морской торговый порт» Виктора Попова. Чиновник оценил в $15 тыс ускорение рассмотрения вопроса по передаче в аренду портовой недвижимости.
За год до этого Попов упустил из порта моторную яхту «Виктория II», которая находилась на его территории под арестом до уплаты штрафа, начисленного за то, что капитан яхты – гражданин Болгарии – нарушил обязательства о ее вывозе с территории Украины. Однако яхта самовольно покинула место стоянки и скрылась, а заявление от руководства порта поступило лишь через 10 дней после ее пропажи. В результате расследования Крымская транспортная прокуратура предъявила тогдашнему начальнику порта Сергею Тараканову обвинение в ненадлежащем исполнении обязанностей.
Тем не менее, уже в декабре приказом Мининфраструктуры Украины Тараканов был назначен руководителем ГП «Севастопольский морской порт», а на посту начальника морпорта Ялты его сменил депутат Верховного Совета Крыма от Партии регионов Александр Котовский. На новую должность Котовский перешел с поста руководителя Керченского морского торгового порта, где получил уголовное дело за злоупотребление служебным положением при закупке горюче-смазочных материалов. По данным следствия, Котовский причинил государственному предприятию ущерб на сумму почти 500 тыс грн. Котовского выпустили под залог и, находясь под уголовным следствием, 10 января этого года он занял пост директора Ялтинского морпорта.
Новый руководитель продолжил практику передачи в аренду предпринимателям припортового участка набережной Ялты, как гидротехнического сооружения. С началом курортного сезона торговцы стали выставлять по ночам на арендованной территории палатки и аттракционы.
Кроме того, внеплановая проверка Госгорпромнадзора показала, что аттракционы на набережной Ялты представляют реальную угрозу для отдыхающих. Развлекательные установки самовольно подключены к электросетям Ялтинского морпорта без соблюдения мер безопасности.
Ялтинскому морпорту было выдано предписание на немедленное прекращение подачи электроэнергии на аттракционы и приведение силовых распределительных устройств в безопасное состояние, а также ограничение доступа к ним посторонних лиц. Материалы проверки были переданы в правоохранительные органы.