В Ялте состоялся «круглый стол» по обсуждению инициатив Председателя Совета министров АРК Анатолия Могилева в области внесения изменений в Налоговый кодекс Украины, направленных на повышение поступлений в местные бюджеты курортных регионов, поддержку местных предпринимателей и совершенствование расчетов по плате за землю. Участие в нем приняли представители рабочей группы Государственной налоговой администрации Украины под руководством директора департамента Вячеслава Бусарева, заместитель председателя ГНА в АРК Сергей Крюков, председатель Постоянной комиссии ВС АРК по региональному развитию, строительству и контролю за приватизацией Константин Мальчиков, 1-й заместитель Ялтинского городского головы Александр Олефир, руководители поселков Большой Ялты и г. Алупка, представители общественных организаций предпринимателей.Александр Олефир проинформировал собравшихся, что премьер-министр автономии обратился к Президенту Украины В. Ф. Януковичу с предложением дополнить статью 276 Налогового кодекса Украины частью 7: «Налог на земельные участки несельскохозяйственного назначения, которые находятся в постоянном пользовании физических и юридических лиц, которые в соответствии с Земельным кодексом Украины не имеют такого права, взимается в трехкратном размере земельного налога, исчисленного согласно статьям 274, 275, 278, 279 и 280 этого Кодекса».
В письме на имя главы государства, обосновывая предложение, Председатель Совета министров АРК напомнил, что в соответствии со статьей 92 Земельного кодекса Украины, который вступил в силу с 1 января 2002 года, право постоянного пользования земельными участками из земель государственной и коммунальной собственности получают предприятия, учреждения и организации, которые относятся к государственной и коммунальной собственности, общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации, религиозные организации, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности, публичное акционерное товарищество железнодорожного транспорта общего пользования, созданное в соответствии с Законом Украины «Об особенностях создания публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования».
При этом Переходными положениями Кодекса предусматривалось, что граждане и юридические лица, которые имели в постоянном пользовании земельные участки, но согласно новому Земельному кодексу Украины не могут иметь их по такому праву, должны до 1 января 2008 года переоформить в установленном порядке их в собственность или аренду. Однако это положение было признано неконституционным решением Конституционного Суда Украины от 22 сентября 2005 года.
На территории АРК 6804 землепользователя имеют государственные акты на право постоянного пользования, которые приобрели это право в соответствии с действующим до 2002 года Земельным кодексом Украины. Из них 1540 согласно новому ЗКУ не относятся к субъектам, которые могут иметь право на постоянное пользование земельными участками несельскохозяйственного назначения из земель государственной и коммунальной собственности.
Тем не менее, такие пользователи осуществляют плату за землю в виде земельного налога, общая сумма которого составляет 47,7 млн. гривен в год.
Вместе с тем, если бы эти земельные участки находились в аренде, при установке даже минимального размера арендной платы на уровне тройного размера земельного налога, поступления в местные бюджеты составили бы 143,1 млн. гривен, а при применении максимального размера арендной платы (12% от нормативной денежной оценки земельного участка) – 572,4 млн. гривен!
Таким образом, уточнил со своей стороны Александр Олефир, местные бюджеты недополучают огромные средства, а предприятия и физические лица, воспользовавшиеся пробелом в законодательстве, получили несправедливое преимущество в ведении бизнеса.
Со своей стороны, в целом поддержав предложение крымского премьера, он предложил использовать при расчете взимания земельного налога не фиксированный коэффициент, а установленный для региона. В Ялте, к примеру, он равен 4,5.
«В то же время, - добавил первый заместитель ялтинского головы, - в городе есть и такие коммерческие структуры, которые пользуются землей без ее документального оформления вообще, в лучшем случае рассчитывая платеж за нее не как аренду, а в размере налога за право пользования». Только по пяти таким «владельцам» потери местного бюджета за 10 месяцев составили 600 тыс. грн.! Таких пользователей ялтинские власти также предлагают заставить уплачивать земельный налог по действующей ставке аренды.
Отдельное внимание в числе вопросов, обсуждавшихся в рамках «круглого стола», было уделено возвращению специального патента на отдельные виды бизнеса, которые носят сезонный характер.
«В условиях курортного региона он позволил бы привлечь к уплате налогов физических и юридических лиц, которые не осуществляют круглогодичной деятельности, и в то же время защитил бы местных предпринимателей, вынужденных в неравных условиях конкурировать с коммерсантами из других регионов, работающими на Южном берегу Крыма летом», - выразил уверенность 1-й вице-мэр Ялты.
При этом руководитель департамента ГНАУ Вячеслав Бусарев уточнил, что речь идет не о введении нового вида налога, а о расширении границ уже существующих налоговых платежей.
Участники «круглого стола» поддержали инициативы крымского премьера, а свои пожелания для их развития ялтинцы пообещали представить в Государственную налоговую администрацию Украины в ближайшие дни. И одним из них стало предложение об изменениях в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми налог на доходы физических лиц должен оплачиваться на территории, где предприятие осуществляет свою деятельность, а не по месту его регистрации.
«Курортный город очень привлекателен для банков, сетевых фирм, крупных торговых комплексов, но здесь они предпочитают открывать свои небалансовые филиалы, в то время как головные «конторы располагаются в столице и других крупных городах, где и платятся все налоги», - пояснил позицию ялтинских властей Александр Олефир и уточнил, что, по сути, эти деньги дарятся Киеву, Харькову и прочим мегаполисам, хотя они должны идти на содержание школ, учреждений здравоохранения и культуры Ялты.
По его словам, такая ситуация также позволяет коммерческим предприятиям, зарегистрированным за пределами Ялты, усложнять проверку их хозяйственной деятельности, а кроме того, возникают проблемы с заключением договоров на вывоз ТБО, расчетами за коммунальные услуги и т. д.
В результате, по оценке городских властей, ялтинский бюджет ежегодно недополучает по меньшей мере 5 млн. грн., которые могли бы быть направлены на содержание нескольких школ или детских садов.
По результатам «круглого стола» в Государственную налоговую администрацию Украины также будут представлены совместные инициативы объединений предпринимателей Большой Ялты и органов местного самоуправления.