В пяти километрах от Ялты, у подножья горы Ставри-кая, находится живописнейшая поляна, манящая к себе красотой окружающей природы, бодрящим воздухом, пением разноголосых птиц. Эту поляну ещё в 1922 году облюбовал талантливый резчик по дереву Павел Павлович Безруков. Но вернуться к этому чуду природы он смог только через 40 лет. На 74 году своей жизни Павел Павлович приехал из Москвы, чтобы оживить и украсить затерянную в предгорных лесах и малоизвестную людям красавицу поляну.Тяжёлый недуг одолел в ту пору Павла Павловича, одного из крупных работников нефтяного хозяйства страны. Врачи настойчиво рекомендовали ему поселиться в Ялте. Но не в городе поселился он, а на этой лесной поляне, среди щебета птиц и шелеста листьев, наедине с природой. Она, природа, и вдохновила его на новые поиски в искусстве, к которому он пристрастился с детства. В благодарность спасительнице Ялте Павел Петрович решил подарить городу все свои скульптурные произведения, созданные на протяжении большой творческой жизни.
Рассматривая его альбом с фотографиями множества работ П.П. Безрукова, его сына и дочерей, удивляешься самобытному таланту, с которым они выполнены. Этих работ более трёхсот. Но пока не построен выставочный павильон, они находятся в Москве, где давно существует «безруковский» музей. Поселившись на поляне, Павел Павлович не сидит без дела. Он полон творческого вдохновения. С тех пор, как он стал пенсионером, его творчество достигло ещё большей зрелости. Если раньше он увлекался отдельными произведениями, то теперь его мечта - создание целого архитектурно-художественного ансамбля. А пока в ожидании помощи от города в строительстве небольших павильонов для художественных изделий он продолжает творить.
Построив мастерскую, преодолевая большие трудности, в одиночку Павел Павлович скомпоновал из отдельных своих произведений нечто совершенно самобытное, высокохудожественное. И деревья, и кусты, и даже камни на поляне искусно дополнены деревянными скульптурами, органически сливающимися с окружающей природой. Здесь мы встречаем известных нам с детства героев сказок, былин и повестей. Вот Тарас Бульба, «Бандурист», вот голова витязя Черномора, Водяной, Русалка… На дивном мшистом камне - большое гнездо, а чуть выше – «Орёл и змея». А вот и избушка на «курьих ножках»: настоящая рубленая избушка с затейливыми резными украшениями. Ну как не вспомнишь пушкинские строки, увидев у дуба большого деревянного кота на цепи!
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Я на поляне сказок побывал в 1964 году, когда она уже становилась популярной. Павел Павлович дал мне ознакомиться с книгой отзывов, в которой уже были отзывы замечательных людей нашей страны. Вот что написал заслуженный деятель искусств РСФСР, кинорежиссёр – сказочник Александр Роу: «Без сказок нет детства - это говорит народная мудрость, а вы являетесь апологетом русской сказки, отечественного фольклора».
«Интересно было ознакомиться с резьбой по дереву большого энтузиаста. От души желаю осуществить задуманное. Крепко жму руку. Академик А.Н. Туполев». У меня сохранилась интересная фотография тех лет с А.Н. Туполевым и П.П. Безруковым, названная «Светлые головы и золотые руки».
К сожалению, Павлу Павловичу не удалось осуществить задуманное. Несмотря на энергичную поддержку его творчества общественностью и даже Министерством культуры СССР, местные власти усмотрели в Павле Павловиче хитрый умысел – получить квартиру в Ялте, и более того, был пущен по городу слух, что он иностранный шпион. Большинство его работ были уничтожены. Но открытая Павлом Безруковым чудесная поляна продолжает свою работу. Экспозиция постоянно обновляется. Посещение Поляны сказок с каждым годом растёт, на нее ходят целыми классами.
Разглядывая работы Павла Павловича, я тоже заразился его умением видеть в каждом созданном природой материале что-то оригинальное и неповторимое, стоит лишь её немного доработать. Приведу только один пример. Увидел я кусок фанеры, с волокнами, похожими на очертания неба и солнца на нём, а ниже - очертания Южного берега. Доработал электровыжигателем, когда он отказывал - просто раскалённым гвоздем, усилив очертания Медведь-горы, церкви Иоанна Златоуста, откуда начала строиться Ялта и получила статус уездного города. Доработал остальные детали, сделал небольшую подкраску, покрыл бесцветным лаком, и у меня вышел коллаж с видами Южного берега. Эту картину я подарил жене на день рождения.
Остаётся пожелать дальнейших творческих успехов работникам Поляны сказок, которой недавно исполнилось уже пятьдесят лет.Автор: Георгий Назаров