Виктор Толочко занимал пост директора Алупкинского дворца-музея с 1957 по 1963 год. Этот удивительный человек был талантлив во всем. Он обладал даром живописца, хорошего организатора, был справедливым руководителем и умел найти общий язык практически с любым человеком. Виктор Иванович в короткие сроки смог воссоздать музейную экспозицию в послевоенное время. Он умер шесть лет назад, но сотрудники дворца-музея до сих пор вспоминают его с теплотой и уважением. Своими воспоминаниями о Викторе Ивановиче с «Летней столицей» поделилась известный искусствовед Аза Пальчикова.
— Уважаемая Аза Павловна, как вы познакомились с Виктором Ивановичем?
— Я была назначена заместителем директора Алупкинского музея по научной работе в мае 1957 года. Тогда мы попали в такую ситуацию, что нужно было добиваться изменения профиля музея. Дело в том, что после проведения Ялтинской конференции 1945 года во дворце размещалась государственная дача. Все художественные ценности бывшего дворца-музея находились во дворце и были учтены в десяти инвентарных книгах (кроме ценной коллекции античных мраморов, которая в 1945 году была передана в Музей изобразительных искусств в Москве).
Но в 1952 году было принято решение о создании во дворце санатория. Все экспонаты передали в Севастопольскую картинную галерею, а затем распределили между Симферопольским художественным музеем, Севастопольской галереей и Бахчисарайским дворцом-музеем. Через три года власти снова вернулись к решению о создании во дворце музея, но вместо того, чтобы возвратить все ценности, некогда принадлежавшие ему, крупным музеям Украины было дано распоряжение выделить художественные произведения для вновь создаваемого музея. На основе этих поступлений был создан Крымский музей изобразительных искусств в Алупке, открывшийся во дворце 30 апреля 1956 года.
Но произведения искусства, размещенные в его парадных залах, не только не дополняли интерьер, а создавали диссонанс. Необходимо было создать комплексную экспозицию, отвечающую характеру художественного замысла дворца. Мы были очень рады, что новым директором был назначен художник Виктор Толочко. Он поддержал нашу точку зрения и сыграл большую роль в формировании новой экспозиции. Именно он вышел на министра культуры СССР Николая Михайлова, привез его во дворец и рассказал ему о наших проблемах. Чиновник дал указ поменять профиль музея и вернуть обратно все экспонаты. Хочу подчеркнуть, что это все стало возможным благодаря стараниям Виктора Ивановича. Каким-то удивительным образом он смог найти министра культуры и убедить, что так будет лучше.
Однажды Виктора Толочко послали в музеи Москвы и Петербурга за экспонатами. Благодаря своей общительности и любознательности ему удалось найти много интересного. В Эрмитаже в отделе бронзы он увидел великолепные работы знаменитого парижского мастера — скульптора, рисовальщика, литейщика Пьера-Филиппа Томира. Удивительно то, что ему удалось уговорить хранительницу музея отдать часть работ мастера Воронцовскому дворцу. Потом, через несколько лет, я приехала в Эрмитаж, разговорилась с его сотрудниками, и они рассказали, что просто рыдали и не могли понять, как это можно было разъединить целый сервиз и часть отдать другому музею! Из Московского исторического музея он привез старинную мебель известного мастера. Виктор Иванович принимал большое участие в создании экспозиции и как художник.
— Какие личные качества вы хотели бы выделить у Виктора Толочко и каким примером вы могли бы их проиллюстрировать?
— В первую очередь хочу сказать, что он был очень доброжелательным и общительным человеком. По-доброму относился ко всем сотрудникам. Никогда не делил людей на маленьких и больших, независимо от того, кем они работали — дворниками, смотрителями или научными сотрудниками. Виктор Иванович смог стать хорошим организатором коллектива не только в трудовой деятельности, но и в отдыхе. По его инициативе во дворце стали проводиться санитарные дни. Эти мероприятия очень сближали коллектив. На уборку выходили все, в том числе Виктор Толочко.
В его бытность у нас проходили очень откровенные собрания. Каждый мог высказать свое мнение и не бояться, что последует негативная реакция. Второе, на что хотелось бы обратить внимание, так это на его таланты. Он был прекрасным организатором, живописцем, играл на фортепиано и аккордеоне. Часто у нас организовывали разные вечера и праздники. И Виктор Иванович был душой этих мероприятий. Он брал в руки аккордеон или садился за пианино. Может, поэтому первый послевоенный коллектив музея был очень дружным и слаженным. Благодаря этому мы очень быстро смогли восстановить дворцовую экспозицию и в 1958 году открыли ее для посетителей. Меня всегда поражало, насколько он отдавался своей работе и с большой легкостью смог войти в новый коллектив.
— Что вы можете сказать об увлечении Виктора Толочко живописью?
— Думаю, что увлекаться живописью он начал еще в детстве. Первая персональная выставка Виктора Ивановича состоялась как раз в Алупке, когда он был уже директором дворца. Помню, проходили какие-то выборы, и в соседнем санатории был избирательный участок. Там он показал свои пленэрные этюды. Эту выставку очень тепло восприняли зрители. Несмотря на то, что он был администратором, у него хватало времени и на творческую работу. Одно из помещений, где сейчас продают сувениры, он даже приспособил себе под мастерскую. Его работы отличались красивым живописным колоритом.
— С какими известными и выдающимися людьми был знаком Виктор Иванович?
— Близко общался с известными ялтинскими художниками Федором Захаровым и Петром Столяренко. По приглашению Киева они втроем организовали там выставку. При помощи их работ киевляне смогли прочувствовать и увидеть настоящий южный колорит. Дружил с Яковом Басовым. Виктору Ивановичу было даже присвоено звание народного художника. Крымская Академия Наук признала его почетным академиком за работы, посвященные Великой Отечественной войне.
Вообще, все, кто так или иначе общался с Виктором Ивановичем, до сих пор вспоминают о нем с теплотой и уважением.