Из года в год на всех уровнях коммунальные службы и городские власти поднимают один и тот же вопрос — ялтинцы плохо оплачивают коммунальные услуги и квартплату. Каждый раз городской голова Ялты Алексей Боярчук недоумевает: почему доходы у населения в Ялте самые высокие в Крыму, а оплата за услуги самая низкая? Да еще и субсидии не оформляют.
У населения своя правда. Платить готовы, но создайте нормальные условия. В банках за одну платежку берут комиссию от 5 до 15 гривен, а нередко ещё и до 5 процентов от суммы. Какой резон бабушке пенсионерке платить в банке комиссию, если она электроэнергии потребила на 3 гривны? На почте и в «Ощадбанке» комиссию не берут, но там надо выстоять большую очередь. У пенсионеров на это нет сил, а у работающего населения — времени.
Еще сложнее обстоят дела с заполнением расчетных книжек. У кого почерк неразборчивый, кто-то не считает нужным писать свой адрес или фамилию, кто-то ошибся, заполняя лицевой счет. В результате — платеж не попадает по назначению.
Разговоры о создании в Ялте единого расчетного центра идут давно. Из бюджета планировалось выделять средства на формирование информационной базы и программного обеспечения. Но каждый раз все упиралось в отсутствие помещения для расчетного центра. Идея сама по себе не новая. Подобные центры уже несколько лет работают в крупных городах Украины. Суть ее заключается в том, что абоненту не надо заполнять с десяток расчетных книжек, заниматься их обменом у поставщиков и регулярно ходить по абонентским службам на сверки и так далее. Абоненту присваивается единый код и ежемесячно формируется единый платёжный документ. Имея доступ к интернет-ресурсу, даже не надо стоять в очередях. Можно ежедневно проверять начисления и оплаты за коммунальные услуги и квартплату. Это удобно не только потребителю, но и предприятиям, поставляющим населению услуги. Опять же, не создаются очереди. Счет можно оплатить в терминале, банкомате и даже через интернет.
— Когда мы начали анализировать схему оплаты населением услуг за водоснабжение, то оказалось, что наше предприятие получает деньги через 50 источников, — рассказывает заместитель директора по сбыту КРП ППВКХ ЮБК Владлена Ленко. — Это разные банки, отделения связи, кассы и так далее. Схема довольно объёмная и многоступенчатая. Более того, многие банки берут с людей приличную комиссию, хотя Водоканал с каждого платежа перечисляет банку процент за услугу. Получается, что потребитель переплачивает. От этой схемы надо уходить. Непрозрачная система оплаты коммунальных услуг и ошибки при заполнении платежек приводят к тому, что у нас накапливаются так называемые неопознанные платежи. Поэтому мы заинтересованы в едином расчетном центре и ведем работу в этом направлении. Каждый абонент должен быть идентифицирован на этапе принятия платежа, что исключит зачисление средств не по назначению.
Сегодня потребители коммунальных услуг, мы с вами, не знаем, прошел наш платеж по назначению или нет. К примеру, в Донецке каждый абонент может посмотреть всю историю платежей, начисления, наличие льгот, количество проживающих в квартире и другие данные по всем коммунальным услугам и квартплате. Нет необходимости каждый год получать новую расчетную книжку, следить за изменением тарифов, реквизитов банков и так далее. Удобства очевидны. Опять же, для уточнения и перерасчетов в случае несогласия абонента с выставленным счетом, не надо ходить по разным организациям, как это приходится делать сейчас. Расчетный центр работает по принципу единого окна. Для активной части населения бесспорным преимуществом станет возможность оплачивать коммунальные услуги через интернет. И это не перспектива далекого будущего, а реальность, в которой уже более 10 лет, живут в ряде городов Украины.