Я не первый раз работаю в избирательной комиссии. Нынешние выборы исключением не стали – вместе с мужем мы отправились на участок чуть свет. Пришлось проснуться в пять утра и выпить большую кружку крепкого кофе. Мы – члены комиссии. Избирательные участки начали работу в восемь утра. Без двадцати семь члены комиссий уже на участках и готовятся к встрече людей.
Вначале мы составили протоколы – и бросили их в урны при опечатывании. Уже за десять минут до начала голосования располагаемся на своих местах и ждем прихода первых избирателей.
За окнами избирательного участка в десятой школе уже собралась очередь. Первыми свои голоса кандидатам и партиям пришли отдать пенсионерки, проживающие в соседних домах. По статистике, именно бабушки являются наиболее активными избирателями и никогда не пропускают день выборов. Но у них свои претензии – получив на руки бюллетени, бабушки посетовали, что в кабинках нет штор и это нарушает их права. Все-таки тайна голосования. Хотя чего тут сетовать – в Ялте уже которые выборы кабинки на участках без шторок, и ничего.
— Сегодня мы пришли отдать свой голос наиболее подходящим кандидатам, — бодро рапортуют пенсионерки. — Хотя у нас уже нет никакой веры нашим политикам. С каждым годом жизнь только ухудшается, но на выборы все же ходить стоит. Только таким образом мы можем повлиять на власть и даже, возможно, ее поменять.
Отличительная черта — бабушки, воспитанные в СССР, на выборы они идут как на праздник. К сожалению, сказать так о современной молодежи совершенно нельзя. Основная масса молодых людей попросту проигнорировала это знаковое во всех смыслах для страны событие. Родители оправдывали своих детей, не пришедших проголосовать, тем, что они заняты, работают или не верят ни одной политической силе или кандидату. Чтобы хоть как-то привлечь парней и девушек к выборному процессу тем, кто первый раз голосовал, на некоторых участках вручали цветы и шоколадки. Всего на участке в десятой школе впервые проголосовало не более десяти человек, хотя по списку их было 12. Для них все было в новинку и на их выбор большое влияние оказало мнение родителей.
— Сейчас меня переполняют очень необычные чувства, ведь я голосую первый раз, — говорит студентка Яна Капикян. — Считаю, что гражданский долг каждого совершеннолетнего человека ходить на выборы. Я надеюсь, что именно мой голос станет решающим и сможет поменять что-то в лучшую сторону. Верю в светлое будущее нашей страны и хочу, чтобы политические силы не просто что-то обещали, а и выполняли то, о чем так много говорят. Не ожидала, что мне вручат шоколадку и цветы — это очень приятно.
Повезло Яне. На других участках голосовавшие впервые ничем не выделялись.
Пока мы выдаем бюллетени, за нами наблюдают в буквальном смысле этого слова. На наш участок пожаловали наблюдатели ОБСЕ из Австрии. В первую очередь они обратили внимание на то, что за столами в комиссии сидело большинство женщин, а в кабинках нет шторок.
Процесс выборов фиксируют веб-камеры. Это становится занимательной игрой для тех, кто сидит дома. Мне звонят друзья, редактор, соседи и все просят помахать ручкой в камеру. Я, конечно, не машу, но становится как-то не по себе от того, что за тобой может наблюдать вся страна. Прям «Дом-2» какой-то!
Вот заходит мужчина – в списке его нет. Члены комиссии советуют ему обратиться в суд – избиратель сразу же получил бы свое право на голосование.
—Мне что, делать нечего? Щас, побежал! – мужчина разворачивается и уходит. Один голос для страны потерян.
Дама в шляпке узнает, что пришла не на тот участок. Долго думает, идти ли на соседний или ну его к черту, эти выборы? Но поскольку женщины – народ более сознательный, дама, скорее всего, все-таки до избирательной урны дошла. Хотя многие, кто не нашел себя в списках или пришел не на свой участок, просто разворачиваются и уходят.
Самое большое возмущение среди членов комиссии и избирателей вызвал вопрос голосования на дому. Раньше, чтобы проголосовать таким образом, было достаточно заранее написать заявление, принести его на свой участок вместе с ксерокопией паспорта. Теперь же эту процедуру усложнили, и к перечню документов добавилась медицинская справка от врача о состоянии здоровья. Только в этой ситуации никто не учел, что многие дедушки и бабушки плохо передвигаются и им очень сложно пойти и взять справку в поликлинике, простояв там в длинной очереди.
Но ведь старики – народ самый ответственный. Нету справки – и даже полулежачие больные идут на участок. Вот заходит к нам бабулька — 95 лет, еле-еле до списка дошла.
—Ой деточки, ноги болят! Ой, на двух ногах операции сделали! – причитает бабушка!
—А чего же вы пришли, надо было дома сидеть? – кто-то не выдержал.
—Как это чего пришла? Голосовать! Вы что, не верите, что я после операции? – бабушка начинает разматывать бинты на ногах.
—Не надо, не надо! – кричим мы чуть ли ни в унисон. – Голосуйте, мы вам верим!
Очень жаль, что на тот момент на участке не было наблюдателей из ОБСЕ. Слышишь, ты, кандидат, за которого эта бабушка отдала свой голос! Будешь свою предвыборную программу выполнять? Или после выборов половина обещаний забудется?..
Все, не могу больше, надо сменить обстановку. Время обеда – я перемещаюсь в соседний класс, нам принесли горячие котлеты и пюре. Эх, подольше бы не возвращаться! Но я не одна, обед у нас по очереди, так что надо идти на боевой пост.
После обеда стало скучно. Редкий избиратель заходил на участок – самые сознательные проголосовали утром. Явка избирателей на эти выборы оставляла желать лучшего. Под вечер участок совсем опустел. Мы уже и не знали, чем заняться. Выходили на улицу, ходили от стола к столу, сидели, уставившись в стенку. Жалко, что нельзя было вязать – пару носков в день выборов любой член комиссии успел бы связать, однозначно! Ужин блинчиками с мясом внес оживление – спасибо тем добрым людям, которые позаботились о сытых желудках членов комиссии.
Но вот настает время «Ч» — 20.00. Сейчас пойдет жара! Мы закрываем двери, и вот они, все ваши голоса, на столе. Считаем бюллетени, раскладываем их по стопочкам, пересчитываем, сверяем – быстро все это сказывается, да не очень быстро делается. На улице ночь, избиратели спят, кандидаты волнуются, а мы считаем. На одном бюллетене нецензурное слово. На другом – целая исповедь о том, что думает человек о кандидате. На третьем – какой-то рисунок. Но эти опусы идут в отдельную стопку — 12 бюллетеней признаны недействительными. Считаем только те, где птичка, галочка или крестик. К нашему огромному счастью, все цифры сошлись. Ура! На часах – 2 ночи. Да мы просто передовики! Помню, на прошлых выборах пересчитывали до утра, все никак дебет с кредитом не сходились.
Председатель едет в окружную комиссию сдаваться, а мы остаемся на боевом посту. Вдруг что-то не так, и придется пересчитывать? «Не дай бог», — думаю я, скрещиваю пальцы крестиком и пытаюсь уснуть прямо на стуле.
В 6.00 нас будят радостным известием – приняли! Мы отправляемся домой, по дороге звоню знакомой, которая работает в комиссии музыкальной школы, а там еще – считают!!! Так что мы – почти передовики.
После обработки 100 процентов протоколов по выборам народных депутатов Украины в округе № 7 лидирует Сергей Брайко (Партия регионов) с результатом 52,21 % (32366 голосов).
На втором месте — Виктор Рафалович (Компартия Украины) – 12,43 % (7707), на третьем – Юрий Формус (политическая партия ВО «Батькивщина») – 9,44 % (5854), Сергей Хворов (политическая партия «Удар» Виталия Кличко) – 6,10 % (3784), Григорий Тараненко (самовыдвижение) – 3,65 % (2267), Алексей Яковенко (партия «Союз») – 3,02 % (1874), Игорь Романюк (партия Натальи Королевской «Украина – вперед!») – 1,94 % (1207), Яков Красненков (Социально-экологическая партия «Союз. Чернобыль. Украина») -- 1,57 % (977), Виталий Яворский (политическая партия «Зеленые») – 1,51 % (942), Дмитрий Чайка (Партия зеленых Украины) – 1,48 % (920), Игорь Зорин (Украинская партия «Зеленая планета») – 1,23 % (765), Максим Бондаренко (Народная партия) – 1,20 % (750).
По одномандатному избирательному округу № 7 (Ялта и Алушта) после обработки 100 % протоколов голоса, отданные за политические партии, распределились следующим образом:
Партия регионов – 47.27 % (29 857)
Коммунистическая партия Украины – 21.97 % (13 880)
Политическая партия Всеукраинское объединение «Батькивщина» – 11.26 % (7 117)
Политическая партия «Удар (Украинский Демократический Альянс за Реформы) Виталия Кличко» – 8.22% (5 196)
Партия Натальи Королевской «Украина – Вперед!» – 2.52 % (1 596)
Партия «Русский блок» – 1.96 % (1 239)
Политическая партия Всеукраинское объединение «Свобода» – 1.88 % (1189)
Партия Пенсионеров Украины – 1.03 % (655)
Партия Зеленых Украины – 0.66 % (419)
Украинская партия «Зелена планета» – 0.60 %