В середине октября в Ливадийском дворце-музее состоялась традиционная республиканская конференция «Музеи в ХХI веке – новые реалии, новые подходы, новые возможности», в работе которой приняли участие руководители ведущих музеев Украины и России. Главная тема конференции этого года - «Музейный менеджмент и маркетинг».От имени руководства города Ялта участников конференции поздравила заместитель городского головы Елена Юрченко, отметившая своевременность темы, которую наметили обсудить руководители музеев, поскольку в последнее время музейное дело стало немодным и переживает переломный момент, а значит требует повышенного внимания и со стороны властей.
С первым докладом, который был посвящен традициям и инновациям музеев Крыма, выступила министр культуры АРК Алена Плакида.
- Сегодня музеи стали одними из основных объектов культурно-познавательного туризма, - сказала Алена Плакида. – И это направление определено правительством автономии одним из важных в развитии курортной отрасли. Многие музеи Крыма имеют свою почтенную историю и бережно хранят свои традиции. Сегодня на территории Крыма находится около 350 музейных учреждений, многие из которых обладают уникальным фондовым потенциалом, но он только на 7% доступен посетителям. Это наши пока еще не реализованные возможности. Однако важным критерием развития музеев должно быть не повышение стоимости билетов, а увеличение количества посетителей, создание новых маршрутов и экспозиций.
По словам министра культуры АРК, ежегодно музеи Крыма посещает около 2,5 млн. человек.
Очень интересным стал доклад генерального директора КРУ «Центральный музей Тавриды» в Симферополе Андрея Малыгина.
- Весь мир сейчас переживает музейный бум, и мы тоже стоим на его пороге, - отметил Андрей Витальевич. - По сравнению с провалом 90-х - началом 2000-х годов в музеях Крыма наблюдается достаточно большой поток посетителей. Заметно повысилось внимание к этим объектам и со стороны властей.
По мнению Андрея Малыгина, у этого процесса есть две причины. Первая лежит на поверхности – это развитие туризма, а вторая намного глубже и интереснее – изменилась ментальность людей. Многие стремятся вырваться из мира супермаркетов в мир просвещения, истинных ценностей и эксклюзива. Этот внутренний мотив и ведет народ в музеи.
- При этом мы имеем дело не только с количественным увеличением посетителей, но и с их качественным преобразованием. Люди хотят от музеев чего-то нового, чего раньше не ожидали, - подчеркнул Андрей Малыгин. - Посетитель из пассивного потребителя превратился в главный фактор музейной коммуникации – он должен быть в центре внимания. Однако, к сожалению. до сих пор девизом многих наших музейных учреждений остается «Руками не трогать!» Я считаю, что нам надо бороться с этими отголосками прошлой эпохи. Мы должны с большим уважением и трепетом относиться к нашему посетителю, и тогда он ответит нам тем же.
Кроме того, Андрей Витальевич обратил внимание на изменение отношения к музейному предмету. Мы привыкли, что экспонаты, представленные в экспозициях, рассказывают о событиях, но не о самих себе. В результате случаются конфузы: тачанка, символизирующая период Гражданской войны, принадлежит послевоенному периоду истории, а японское знамя, участвовавшее в военных событиях, оказалось знаменем японской женской организации. Музейные фальсификации обесценивают предметы, которые представлены в музеях. Тогда как исследование их персональной истории может открыть новые возможности.
Также руководитель КРУ «Центральный музей Тавриды» рассказал, что на базе своего учреждения они провели исследования портрета сегодняшнего посетителя, и оказалось, что 55% гостей составляют не приезжие, как ожидалось, а местные жители.
Андрей Витальевич уверен, что в музейном деле происходят серьезные изменения, которые крымские представители этой отрасли не вправе не замечать.