В сентябре многие информагентства растиражировали новость об оползне в районе Солнечной тропы, который произошел в результате размывания участка ливневыми дождями. Также в качестве одной из причин случившегося называлось и активное строительство ряда объектов в непосредственной близости от тропы.Председатель Совета министров АРК Анатолий Могилев поручил в кратчайшие сроки разобраться в ситуации, которая приводит к разрушению отдельных участков Солнечной тропы, и при этом обязать застройщиков, ведущих здесь свою деятельность, соблюдать все необходимые меры и в случаях оползней восстанавливать повреждения за свой счет.
Прокомментировать ситуацию мы попросили заместителя Ливадийского поселкового головы Романа Ремезова.
- Роман Дмитриевич, действительно ли, что скоро такой знаковый объект для ЮБК, как Солнечная тропа, будет весь застроен, поскольку на сегодня в том районе выделено много участков?
- Нельзя говорить, что Солнечная тропа выделена под застройку. Во-первых, ни один участок самой Солнечной тропы никому не выделялся. Во-вторых, значительная часть тропы находится в землеотводах у Администрации парков-памятников и санатория «Нижняя Ореанда», а также в районе памятника природы «Гора Крестовая», где вдоль тропы нет ни иных землеотводов, ни застройки. Ранее вдоль тропы предоставлялись участки, и в настоящее время некоторые из них уже застроены. Так, за дорогой на Золотой пляж идешь, как в коридоре из заборов.
Сегодня поссовет будет делать все, чтобы Солнечная тропа оставалась интересным местом посещения. Пока еще нет ее концепции, понимания, как этот проект будет выглядеть – планируются совещания в министерстве курортов и туризма для обсуждения путей развития и благоустройства этой территории.
- Почему возник последний резонансный оползень в районе тропы? Какие меры к недопущению подобного вы принимаете?
- Суть проблемы в том, что у нас весь ЮБК является оползнеопасным районом и эти оползни случаются то в одном, то в другом месте. Случаются они и естественным путем, и в связи с деятельностью человека. Вот и здесь Солнечная тропа год назад начала понемногу проседать. Мы начали с этим разбираться, привлекли застройщика, который рядом работает, провели совещание, пригласили представителя Противооползневого управления, ведь не нам определять, виноват ли один застройщик. Застройщик включился в работу под надзором Противооползневого управления, провел первоначальные укрепительные мероприятия, отвел воду, проложил дренажные сливы – тропа перестала ползти. В мае мы заслушали их на исполкоме, а в августе после обильных дождей произошел оползень. Причина - укрепительные работы, запланированные ранее, не успели выполнить в полном объеме.
Мы провели новую встречу, застройщик скорректировал проект, отдал его на согласование в Противооползневое управление и уже ведет работу. Мы выезжали на место с представителем Министерства курортов и туризма две недели назад – там ведутся серьезные работы по укреплению, которые должны завершиться к 20 октября полным восстановлением тропы. После этого планируется еще ряд мероприятий, ведь оползень просто так не остановишь – ниже по склону запланировано еще несколько подпорных стенок. В результате вся система должна быть закреплена навсегда. Тропа будет восстановлена, после чего продолжится работа совместно с представителями Противооползневого управления, уже незаметная для жителей и гостей Ливадии, пока не будет достигнуто полное закрепление оползня.
- Велика ли вероятность других оползней из-за многочисленных строек в районе Солнечной тропы?
- Все застройщики должны вести проектирование и строительство в соответствии с требованиями закона. В оползнеопасных районах все проекты должны быть согласованы с Противооползневым управлением, далее пройдут экспертизы, и только потом, на основании положительных заключений, ГАСК дает разрешение на работы. Если все делать правильно, то должны быть положительные результаты. Если строить абы как, что иногда, к сожалению, практикуется, то все может быть.
Застройщик, возле которого активизировался оползень, ведет работы в соответствии с проектом. Если вы были на месте, то наверняка видели огромную подпорную стену – это закрепление оползня было обязательным условием, и они его выполнили. Но оползень произошел в другом месте, на краю строительства – другая фирма не успела довести проект до завершения, и на этом стыке поползло.
- Местные органы власти не планируют провести инвентаризацию наличия подобных проектов у других застройщиков для профилактики подобных последствий?
- На сегодня разрешительная процедура в строительстве не связана с местными властями. Если есть правоустанавливающие документы на землю с конкретным целевым назначением, то они могут получать все документы, согласовывать их. После этого мы лишь получаем уведомление, что у застройщика есть разрешение на строительство. Тем не менее, цепочка эта серьезная и включает весь необходимый контроль. Законодатели решили, что этим должны заниматься организации с узкой специализацией, которые в этом разбираются.
- Может, Ливадийскому поссовету имеет смысл полностью забрать тропу к себе на баланс, чтобы следить за ней?
- Этот вопрос целесообразно решать с учетом интересов всего курортного региона и требований законодательства по охране культурного наследия.
- Кто сегодня следит за тропой?
- Территория тропы решением исполкома закреплена за предприятиями поселка. На сегодня чисто: стоят урны, созданы контейнерные площадки.