Они призваны урегулировать проблемные вопросы функционирования объединений совладельцев многоквартирных домов и упростить многие процедуры. Немалую роль в этом сыграли и ялтинские ОСМД, активные и деятельные. Об этом рассказал на встрече с их представителями заместитель председателя Всеукраинской общественной организации «Союз собственников жилья Украины» Михаил Березовчук 27 сентября.
Всего в Крыму около 800 ОСМД, из них почти 40 процентов созданы в Ялте. Все они активно работают и сталкиваются в процессе работы с пока нестыковками в законодательствах и другими подобными препятствиями, поэтому предложений по реформированию различных профильных законов накопилось немало. Большинство из них вошло в будущий законопроект.
Михаил Березовчук рассказал о долгом и сложном пути, который пришлось пройти, чтобы необходимые для ОСМД Украины поправки воплотились в жизнь.
—Первая попытка изменить Закон об ОСМД была сделана еще в 2010 году, когда был зарегистрирован законопроект № 4423. Его авторами стали правящая партия и оппозиция. Однако затем Кабмин под руководством Азарова разработал свой законопроект № 8474. Создалась интересная ситуация, когда к рассмотрению были рекомендованы два разных законопроекта, которые прошли первое чтение.
Законопроект № 8474 получил большую поддержку, но он был далеко не идеален. Тогда «Союз собственников жилья» взял десять лучших положений из №4423 и при поддержке нескольких народных депутатов внес их в лоббируемый законопроект № 8474, который прошел второе чтение и был подписан Литвиным. И вдруг президент на него накладывает вето. Выяснилось, что есть ряд людей, которые лоббируют интересы зарождающихся управляющих компаний, а этот законопроект давал очень много прав ОСМД.
Сейчас никакого законопроекта в ВР нет, и все наши усилия фактически пошли впустую. Участники форума ОСМД, который традиционно ежегодно проходит во Львове, написали письмо президенту о необходимости изменений в существующее законодательство, и он наложил утверждающую резолюцию.
Наше профильное министерство разработало последнюю редакцию изменений в закон об ОСМД, которая уже завизирована А.Близнюком, но еще не зарегистрирована как законопроект в ВРУ. В этот будущий законопроект вошло много нужных вещей, которые облегчат нам жизнь и работу. Мы будем поддерживать его в Верховной Раде – собирать подписи членов местных отделений «Союза собственников жилья» с мокрыми печатями председателей всех сорока украинских отделений. Чиновники отмахнуться не смогут, ведь за каждой подписью стоят сотни и тысячи человек.
Новшества предполагаются следующие: мы уходим от понятия «член ОСМД» и заменяем его термином «совладелец дома»; вместо понятия «балансодержатель» вводится термин «управление домом»; уточняется понятие нежилого помещения. Расширяется значение термина «придомовая территория». Теперь это территория, необходимая для обслуживания дома и обеспечения удовлетворения жилищных, социальных и бытовых потребностей жильцов. Уточняется и пункт про взносы и платежи. Средства совладельцев — это средства на содержание и ремонт общего имущества, перечень и размеры которых, а также порядок их оплаты устанавливаются в соответствии с уставом ОСМД решением общего собрания, и их не нужно утверждать в органах местного самоуправления. Учредительное собрание ОСМД во вновь построенных домах созывается только после получения правоустанавливающих документов на большую часть помещений. ОСМД может быть создано на базе нескольких домов с разными адресами, в этом случае учредительное собрание проходит отдельно по каждому дому. Органы местного самоуправления в трехмесячный срок с момента госрегистрации обеспечивают передачу ОСМД технической документации, включая акт принятия в эксплуатацию, техпаспорт и планы инженерных сетей. Если на общем собрании отсутствует кворум, правление может назначить письменный опрос. В трехмесячный срок после госрегистрации ОСМД дом передается в его управление, а прежний балансодержатель обязан списать его с баланса. Средства госбюджета и местных бюджетов, полученные на правах совместного финансирования, являются средствами ОСМД. ОСМД имеет право самостоятельно определять управляющего или поставщика отдельных жилищно-коммунальных услуг, с которыми все совладельцы подписывают соответствующие договоры. Отказ производителя или поставщика услуг от их подписания накладывает ответственность в соответствии с действующим законодательством. ОСМД оплачивают все услуги по ценам, установленным для населения, а не юрлиц. В случае ликвидации ОСМД средства распределяются между всеми его членами пропорционально общей площади помещений в их собственности. Услуги водоснабжения и водоотведения предоставляются потребителям на основании договора с ОСМД, если по решению общего собрания выступают коллективным заказчиком услуг при наличии у них прямых договоров.
Сюда вошли не все наши требования, но мы их все равно будем отстаивать. Это вопросы особенности реализации права совместной собственности в многоквартирном доме: по законодательству этот вопрос решается на общем голосованием двумя третями, а по Гражданскому кодексу – только сто процентов. Не вошли вопросы налогообложения, которые бы доказали, что ОСМД – не плательщик НДС и доходы, полученные от сдачи в аренду вспомогательных помещений, не облагаются налогом на прибыль. Но мы продолжим борьбу.
P.S.: Когда номер готовился к печати, стало известно, что Кабмин утвердил проект Закона № 11264 «О внесении изменений в некоторые законы Украины об объединениях совладельцев многоквартирных домов» и зарегистрировал в профильном комитете ВРУ. Есть надежда, что уже в ближайшее время народные депутаты проголосуют за него и жизнь представителей ОСМД станет немного проще.