— По состоянию на 1 июля долги потребителей достигли 39 миллионов гривен, из которых 26 миллионов предприятию должны юридические лица. На протяжении многих лет основными должниками Водоканала остаются теплоснабжающие предприятия. Анализ работы с юридическими лицами показал, что тратится много времени и усилий на выяснения обоснованности произведённых начислений предприятиям и организациям, что снижает эффективность работы в целом, — вводит меня в курс дела Владлена Геннадиевна.
— Какой был найден выход из положения?
— Проведена реорганизация структуры сбыта предприятия. Создана служба по работе с юридическими лицами. Главная ее задача — решить все спорные моменты между Водоканалом и юрлицами еще на стадии формирования счета на оплату услуг. Теперь юридическое лицо само подает отчет о количестве потребленных услуг. Отчёт потребителя сверяется с имеющимися данными. Если есть расхождения, то вместе с представителем организации или предприятия разбираемся в причинах. В итоге абонент получает счет на оплату, с которым он согласен и готов оплатить. Сегодня мы реорганизовали весь процесс работы с потребителями. Создана отдельная группа по отключению должников и самовольно подключившихся, а также группа по работе с должниками, которая настойчиво напоминает должникам об их обязательствах и последствиях, связанных с их неисполнением.
— И много население задолжало?
— От общего количества бытовых потребителей (население) должники составляют 57%, в т.ч. около десяти тысяч из них имеют долг до тысячи гривен. Свыше тысячи гривен должны две с половиной тысячи абонентов.
— А случаи самовольного подключения к водоводам бывают?
— К сожалению, да. Наш персонал регулярно выявляет такие факты. Все случаи самовольного подключения теперь фотографируются и актируются. Недавно обнаружено самовольное подключение к воде на территории санатория «Горное солнце», где были запитаны домики и кафе. На набережной пгт. Симеиз обнаружено использование предприятиями общепита для хозяйственных нужд воды из выхода источника Ай-Панда, не соответствующей ГОСТу «Вода питьевая». Складывается впечатление, что жители южного берега Крыма не знают, что сначала надо получить разрешение, а затем подключаться к системе водоснабжения и водоотведения. Это «незнание» обходится в результате «нарушителям» гораздо дороже, чем прохождение разрешительной процедуры, стоит лишь заблаговременно всё спланировать. Не стоит омрачать себе пребывание на ЮБК, ведь Ялта же — город счастья! В марте у нас стартовала программа «Бдительность», её цель — привлечение широкой общественности к борьбе с хищениями воды и незаконным сбросом сточных вод в городскую канализацию. Несмотря на то, что незаконное водопользование, также как и незаконный сброс сточных вод, могут быть скрытыми или не явно выраженными, некоторые сознательные граждане точно знают, где и когда это происходит. Своевременное выявление нарушений — общая задача, которая принесёт пользу не только Водоканалу, но и громаде.
— Может быть, тарифы на воду слишком высокие и население не в состоянии их оплачивать?
— Вода в Ялте одна из самых дешевых в Украине, хотя Водоканал несет большие затраты по содержанию водопроводно-канализационного хозяйства. Из 12 городов Крыма по величине тарифов Ялта занимает 11-е место. Ещё ниже тариф только в Евпатории. Наш тариф окупает лишь 48 процентов затрат предприятия на обеспечение водоснабжения и водоотведения ЮБК, ведь за каждой каплей воды из крана стоит ежедневный напряжённый труд тысячного коллектива. Из 28 крупных городов Украины по окупаемости тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения Ялта занимает 27 место. Ниже окупаемость только в Одессе, она составляет 45 процентов. Кстати, в тариф не заложены затраты по обслуживанию водомеров, их покрывают сами потребители. Хотелось бы напомнить владельцам счётчиков воды, что им самостоятельно необходимо обеспечивать своевременное проведение госповерки, которая, как у всякого средства измерительной техники, предусмотрена в установленные Законом «О метрологии...» сроки. Так что говорить о высоких тарифах на воду в Ялте не совсем корректно. Граждане должны осознать, что за воду нужно платить, нельзя забывать, что ещё не так давно вода подавалась в Ялту по графику. При этом Водоканал строит свою работу с потребителями так, чтобы встречать их, как говорил мультипликационный герой, с улыбкой, а не с дубинкой. Уверена, что уровень платёжной дисциплины — это показатель взаимопонимания между поставщиками и потребителями. Надеемся на сознательность и понимание наших граждан.