На прошлой неделе Ялтинский городской голова Алексей Боярчук пообщался со слушателями местной радиостанции «Ялтинский меридиан». Желающих задать свой вопрос мэру - десятки. Жителей Ялты интересуют самые разные темы. За час эфира мэр ответил на многие актуальные вопросы и многие из них взял на личный контроль.- Как складывается ситуация с бюджетом города?
- В сентябре впервые за 8 лет городской бюджет был выполнен на 102%, а сводный, то есть с посёлками - на 108%. Но это, к сожалению, говорит не о том, что заработано больше денег, а о том, что сократилась расходная часть. Чтобы вписаться в рамки доходов городского бюджета, экономить приходится буквально на всём. Но ситуация сложная не только в Ялте и Крыму, но и по всей Украине – до сих пор сказывается мировой кризис.
- Летний период курортного сезона в Ялте в этом году, к радости горожан, получился затяжной. Погода благоприятствует, туристов много, гостиницы и частный сектор переполнены. А оправдал ли он надежды городских властей?
- В сравнении с 2009 годом рост туристов в этом году составляет 5%. Это - значительные показатели. А впереди ещё октябрь, который, по прогнозам синоптиков, тоже будет тёплым. У нас получилось очень здорово развить событийный туризм, когда отдыхающие приезжают не только для того, чтобы позагорать или увидеть достопримечательности, но и на конкретные мероприятия, которых в этом году в Ялте было много. Конечно, ощутимых доходов в местную казну они не приносят, но зато значительно пополняются семейные бюджеты местных жителей, многие из которых сдают жильё, имеют свои рестораны, магазины, работают в гостиницах и т. д.
Не так давно в Ялте проводили социологический опрос, в ходе которого эксперты интересовались у ялтинцев: как они оценивают своё благополучие, удовлетворены ли жизнью? Так вот 30% людей ответили на этот вопрос утвердительно. И это лучшие показатели не только для Крыма, но и, наверное, для всей Украины. Мы понимаем, что достаток местных жителей напрямую зависит от успешного курортного сезона, поэтому делаем всё возможное, чтобы он удался.
- Событийный туризм, конечно, необходим городу. Но многие мероприятия создают массу неудобств. Как, например, проведение последнего ралли, когда город был практически парализован. Как быть в такой ситуации?
- Это спортивное мероприятие очень популярно в мире, и мы видели, какое количество зрителей и участников приехали специально на ралли. Все гостиницы, частный сектор были переполнены. Но проведение столь масштабных мероприятий, действительно, сопровождается некоторыми неудобствами. Я знакомился и с мировой практикой и могу сказать, что, например, когда автогонки проходят в Монако, то движение остального транспорта в городе запрещается полностью и остаются только пешеходные зоны. Но местные жители понимают, что это - реклама их городу. То есть ялтинцы терпят три дня неудобств, зато потом ролики о Ялте весь год транслируются во многих странах мира и привлекают к нам новые потоки туристов. И хотя мы не можем себе позволить напрямую тратить деньги на рекламу курорта, но благодаря таким вот масштабным мероприятиям о нашем городе узнают во всех уголках мира.
- В Ялте есть несколько старых зданий, которые портят внешний вид города. Например, гостиница «Украина» на улице Боткинской. Можно ли заставить собственников привести их в порядок?
- Гостиница «Украина» находится в частной собственности. Забрать здание обратно на баланс города возможно только в том случае, если сумма долга по арендной плате за землю превысит стоимость самой гостиницы. Но эти суммы инвесторы перечисляют вовремя. Проблема в том, что мы не можем установить с ними связь. Вы не представляете, сколько раз городские службы отправляли собственникам здания предписания с требованием демонтировать аварийные балконы, расчистить тротуар и освободить его для прохода! Аналогичная ситуация, к слову, складывается и с гостиницей «Лондон».
- Алексей Валерьевич, что происходит с площадью Советской? Она заставлена аттракционами, какими-то каруселями… Но где же будут проходить сельскохозяйственные ярмарки?
- Здания Дома торговли и кинотеатра «Сатурн», а также сама площадь Советская и фонтан на ней находятся в аренде уже около 8 лет. И арендаторы самостоятельно заключают договоры с различными фирмами, в том числе и теми, которые занимаются аттракционами. Однако мы в этом году не дали разрешение на их работу на площади, поэтому конструкции и простояли без дела всё лето, а сейчас их уже начали разбирать. Что касается ярмарок, то они как проходили, так и будут проходить на этом месте, поскольку пользуются большой популярностью у местных жителей.
- Алексей Валерьевич, ялтинцы жалуются на то, что на улице Грибоедова закрыли аптеку, и теперь за лекарствами они вынуждены ехать в центр Ялты. Что произошло?
- К сожалению, в Ялте нет аптек государственной или коммунальной формы собственности. Все они - частные, то есть коммерческие. Видимо, собственнику аптеки на Грибоедова стало невыгодно содержать её. Но я хочу вас заверить, что городская власть делает всё возможное, чтобы вернуть аптеку в этот район. И для этого мы ведем активные переговоры с различными аптечными сетями.
- Почему в Ялте не внедряются инновационные методы в коммунальном хозяйстве, например, по добыче дешевой электроэнергии или газа с помощью сжигания мусора?
- Сжигание мусора на Южном берегу Крыма экологами категорически запрещено, в том числе даже самыми современными методами, которые мы изучали по всему миру. Ближайшее место, где это разрешено, находится за Алуштой, в сторону Судака. Сейчас готовится проект такого мусоросжигательного завода, рассчитанного на объемы Ялты и Алушты. Но в нашем городе это невозможно.
Что касается других методов, то мы изучали возможность установки ветряков на Ай- Петри. Но опять же, это территория заповедника, и специалисты утверждают, что это нарушит там экологию.
На первый взгляд, казалось бы, что мы могли бы пойти по европейскому пути оборудования на крышах гелиевых батарей для выработки и аккумулирования солнечной энергии. Но нельзя забывать, что Ялта расположена в гористой местности, и если мы сейчас из крыш, которые и так не в очень хорошем состоянии, сделаем солнечные гелиевые батареи, как, например, в Израиле, то попросту испортим внешний вид города. Именно по этой причине это запрещено и в Ницце, и в Каннах, и в Монако.
- Алексей Валерьевич, происходит ли сегодня выделение в Ялте земельных участков?
- Нет. Одно время действовал мораторий, потом произошли некоторые изменения в земельном законодательстве… Но прежде всего дело в том, что свободных участков в городе попросту нет.
На последней сессии в блоке земельных вопросов не было выделено ни одного нового участка – только под уже имеющимися частными домовладениями, расположенными в спальных микрорайонах. Так что вряд ли можно говорить, что проблема выделения участков - главенствующий вопрос в Ялте. Проблемы нет, потому что нет свободной земли.
- Но многие считают, что какие-то кусочки остались, и людей интересует, будут ли они передаваться в частную собственность или использоваться по какому-то другому целевому назначению?
- Хотелось бы увидеть эти кусочки. Разве что люди приходят и говорят: «Это мой огород», и соседи подтверждают, что это действительно так. Но у нас такая ситуация в основном в частном секторе в Васильевке, и мы там никому не отказываем, выделяем такие земельные участки в собственность людям, которые много лет ими пользовались. Но сказать, что у кого-то мы забрали, а другому отдали – такого нет. Повторю: за последние два года никому ничего не выделялось! Те, кто мог и хотел, свои огороды уже оформили.
- Еще одной серьезной проблемой горожане называют транспортную ситуацию в Ялте. Когда город начинал застраиваться, ширина дорог была рассчитана на гужевой транспорт, но за сто лет кардинально изменилась инфраструктура, тысячекратно увеличилось количество транспорта и его габариты…
- Не хотелось бы приводить примеры, но вспомните: и Киев, и Москва стоят в многочасовых пробках. Транспортная проблема не ялтинская, она – общемировая. Не только Ялта строилась сто и больше лет назад. В Лондоне и Париже дороги тоже примыкают к домам, и увеличить их пропускную способность невозможно. Мы обсуждали возможность расширения улицы Садовой. Оказалось, что ни эту улицу, ни Московскую, ни Киевскую, ни Кирова расширить за счет тротуаров нельзя. Если в Европе могут себе позволить уйти под землю - сделать туннели, то ни один наш бюджет пойти на это будет не в состоянии. Мы можем сделать замечательный генеральный план, в котором указать и просчитать эти туннели, с их выводом за город или на другие улицы, но на его реализацию мы никогда не найдем денег. Даже у государства таких сумм нет. То есть что делать, мы понимаем, а вот как и за счет чего - для нас это большая проблема
- Жители района улицы Изобильной, где расположена конечная остановка маршрута № 19, недовольны интервалом движения автобуса. В том районе несколько многоэтажных домов, общежитие сотрудников милиции, а совсем рядом опасный участок обводной дороги. По условиям конкурса на автоперевозки было предусмотрено, что на линии будут работать три «маршрутки» с интервалом 20 минут, а на деле оказалось, что ходит только одна машина и та - как вздумается. Люди беспокоятся за своих детей, которые, возвращаясь из города, вынуждены пересекать оживленный участок трассы.
- Я понял проблему и возьму ее на контроль. Мы поднимем этот вопрос, и три автобуса ходить на Изобильную будут – по определенному расписанию. Я проверю, кто из перевозчиков выиграл конкурс, и если он не будет справляться, то мы просто его поменяем.
- Алексей Валерьевич, завершается реконструкция Ливадийской больницы, и она будет оснащена по самому последнему слову медицинской техники. А есть ли у нас специалисты, которые смогут работать на этом оборудовании?
- Даже если наши специалисты и не знакомы с какой-либо техникой, я уверен, они её освоят. К примеру, томографию и сейчас я делаю только в Ливадийской больнице и абсолютно доверяю нашим врачам. Конечно, есть профессионалы более высокого класса, а где-то у нас, возможно, есть и слабые места. Но не стоит забывать, что если приглашать на работу специалиста из другого города, ему надо предоставить жилье.
Так что надо, чтобы научились свои, причем, чтобы они этого сами хотели. И условия для этого мы пытаемся сейчас создать.
В заключении хочу сказать, что у нас ещё много проблем, над которыми надо работать, и мы постараемся сделать всё, чтобы их стало значительно меньше.