У каждого художника-пейзажиста есть волшебное место на земле, которое он больше всего любит изображать. У народного художника Украины Якова Басова таким местом стала Алупка и Воронцовский дворец. А еще – ласковое Черное море у берегов этого тихого городка. Неслучайно очень много своих работ великий мастер подарил Алупкинскому дворцовому комплексу, и сегодня посетители музея могут любоваться его живописными полотнами.
Кстати, желание рисовать, цветовое видение мира проявилось у маленького Якова очень рано. С 8-ми лет он уже учился в студии Академика живописи Николая Самокиша в Симферополе. Учитель рано почувствовал живописное дарование и отпустил его «на свободу» в выборе сюжета, цветового решения работы. Потом, по рекомендации учителя, Яков Басов поехал учиться в Академию художеств в Ленинграде. И там классическая форма обучения не совпадала с его темпераментом, тонким и ярким видением цвета. Первая выставка работ после летней практики в Самарканде показала зрелость и самобытность молодого художника. После окончания Академии он работал художником в Крыму и Ленинграде. В первые дни войны ушел добровольцем на фронт, а с 1943 года после контузии преподавал в Высшем военно-инженерном училище.
Во время войны Яков Басов не писал картин. Вся грязь и бесчеловечность войны не ложились на его цветную палитру. Ведь он не представлял себе мира без солнца.
В 1946 году Яков Басов переезжает с семьей в родной Крым.
— Наша семья прожила год в Симферополе у брата, — вспоминает сын художника Александр Басов. — Отец побывал в Севастополе, Алупке, Ялте в поисках постоянного пристанища. Выбор пал на Алупку – это был живописный уголок. К тому же, моя мама еще с войны болела туберкулезом, и ей нужен был целебный воздух. Поначалу меняли жилье, а потом обосновались в доме на ул. Приморской, в 60-ти метрах от моря. Там же построили творческий кабинет, где работал мой отец.
Именно в Алупке проходят 50 лет, посвященных всецело творчеству и самосовершенствованию, с привычного масла художник переходит на новую быструю своим исполнением акварель. Вопрос, сколько всего картин Яков Басов посвятил Алупке, застает его сына врасплох. Тот задумывается:
— Очень много работ, наверное, более 200. А уж морю у берегов Алупки — еще больше.
Именно в Алупке Яков Басов пишет большую часть своих работ. Кстати, сколько их было за всю его жизнь, можно лишь догадываться.
— Никто, в том числе и он сам, не считал количество картин, созданных за всю творческую жизнь. Их очень много, более 15-ти тысяч, ибо вся его жизнь — это непрерывный труд и генерация новых сюжетов, состояний природы, натюрмортов и прекрасных лиц на его портретах, — рассказывает сын о таланте отца.
При жизни художника было организовано более 60-ти персональных выставок. Множество коллективных, в том числе в 37-ми странах мира. Выставкам Яков Басов придавал очень большое значение. Он считал, что картина окончена не тогда, когда ее написал художник, а тогда, когда она вошла в сердце зрителя. И обратная связь со зрителями была для него чрезвычайно важна.
Одной из главных задач искусства Яков Басов называл необходимость духовно приподнять человека над бытом, серостью, тяготами жизни, вдохнуть в него чистую струю свежего воздуха, которая сделает человека сильным и достойным.
И слова Достоевского «красота спасет мир» он понимал по-своему. Не сможет картина защитить людей от пули. Но человек, познавший через искусство гармонию мира, не сможет стать агрессором и убийцей.
Довоенных картин Якова Басова сохранилось всего три. Зато послевоенных – великое множество. Только подаренных музеям и организациям Крыма целыми коллекциями – более 700. Среди этих музеев — Алупкинский дворцово-парковый заповедник, Керченская художественная галерея, Бахчисарайский художественный музей, Севастопольский художественный музей им. Крошицкого, Ливадийский дворец, Ялтинский историко-литературный музей, Алуштинскмй дом-музей А.Н. Бекетова, музей дирижера Натана Рахлина в Мисхоре. И много подаренных работ в частных коллекциях, ибо мастер был счастлив поделиться своим творчеством.
И все же самая тесная связь у художника установилась с Алупкинским дворцово-парковым заповедником. Художник передал музею более 70-ти своих работ. 9 из них написаны маслом. Кстати, именно здесь выставлены и уникальные экземпляры — две из трех сохранившихся картин довоенного периода «Цыганка» 1932 года и «Крымский дворик» 1934 года.
Мастер много раз писал и сам дворец. В собрании музея находится акварель «Воронцовский дворец». А с коллективом его связывала долгая и сердечная дружба. С момента становления дворца, как музея, Яков Басов был членом ученого совета музея и активно помогал в создании экспозиции. Творческая дружба связывала его с директорами, начиная с Виктора Толочко и заканчивая Константином Касперовичем, с научными сотрудниками Азой Пальчиковой, Анной Галиченко, Надеждой Ковалевской, главным хранителем Ларисой Скрылевой. Сотрудники дворца бывали на всех выставках Якова Александровича, вместе участвовали во многих праздниках, публиковали его эссе об искусстве.
— Яков Александрович часто и охотно помогал Алупкинскому дому-музею, он был прекрасным искусствоведом. Я помню, как первый директор музея Виктор Толочко приходил к нам домой советоваться. Тогда отец с еще одним грамотным искусствоведом Азой Пальчиковой помогали создавать первые экспозиции. Также они вместе работали над выставками Якова Александровича, — вспоминает сын.
Сегодня 35 отобранных лично Яковом Басовым картин выставлены в Алупкинском дворце-музее на постоянной основе.
Его наиболее известные картины, связанные с Алупкой, – это «Улица Красных партизан», «Алупка. Улица у Хаоса», «Домой», «Сентябрь в Крыму», «Праздник в Алупке». Все они написаны маслом.
А вот самые интересные акварельные работы: «Солнце на винограднике», «Осеннее солнце», «Заходящее солнце», «Радостная весна», «Таврида», «Осень у моря».
Талантливый человек талантлив во многом. Яков Басов написал книгу «Творчество — это судьба». В ней он предстает перед нами, как художник-философ, писатель с самобытным языком. И читатель понимает — истинное произведение искусства может состояться только тогда, когда в сердце творца есть любовь и нравственность, а не только кисти, холст и хорошие краски.
— Я не помню его мрачным или трагическим, только творчески озаренным в непрерывном труде, — делится воспоминаниями сын Александр Басов.
Художник ушел от нас на 91-м году своей яркой, сложной, плодотворной жизни, оставив большое творческое наследие в картинах и благодатный след в душах людей.
Но его жизнь продолжается на многочисленных выставках его картин, которые ежегодно проводят наследники художника в разных городах и выставочных залах, Украины, Крыма, Ялты.
В 2014 году исполняется 100 лет со дня рождения художника. Его сын, Александр Яковлевич, готовит к этой дате монографию, ретроспективный фильм и выставки во многих музеях и в Доме художника в Симферополе. Безусловно, памятные мероприятия пройдут и в Алупкинском дворце, месте, где частичка души великого художника поселилась навеки.