- Каждый год 1 сентября Вы проводите в одной из школ города. Уверена, что Ваше появление и у учителей, и у родителей порождает надежду на какие-либо новшества и перемены. Словом, от Вас ждут какого-нибудь «волшебства» … Эта, своего рода «меркантильность», Вас не задевает?
- Нисколько. Более того, я считаю, что каждое посещение представителя власти должно оставлять свой добрый «след» в учебном заведении. Стараюсь не пропускать «первые звонки» и дни прощания со школой, встречаться с педагогами, с детьми, с их родителями. В этом году 1 сентября я был на праздничной линейке в Заозерненской школе №10. Уже несколько лет там не был и сделал вывод, что школе нужна поддержка.
- То есть надежда на «волшебство» оказалась оправданной?
- Да, будем выделять средства на оборудование спортивного зала. Сейчас будут проведены все необходимые проектные и тендерные процедуры.
- Образование в Евпатории можно считать приоритетным направлением местной власти?
- Однозначно. Ведь денег, выделяемых государством на содержание этой отрасли, (а это 80 миллионов гривен в год )не хватает и город за счет собственных средств сохраняет и поддерживает сеть учреждений образования. В этом году дополнительно на эти цели мы выделили 20 миллионов гривен. Можно это назвать «приоритетом», а можно и «любовью» - очень уж дорогой ценой городу удается это сделать! За счет перераспределения средств cо статей, предусмотренных на содержание жилого фонда, благоустройства города. Если убрать все местные выплаты, которые мы направляем на поддержку учительства, то жизнь отрасли образования ухудшилась бы, грубо говоря, на ¼ часть. Делаем все возможное, и не смотря на это, родителям все равно приходится ежегодно оказывать школам посильную финансовую помощь, а это очень печально.
- Но любовь с отраслью образования, надеюсь, взаимная?
- Можно сказать, да. Потому что качество образования на сегодняшний день в городе находится на достойном уровне. Евпатория по всем показателям на втором месте по Крыму. А это, поверьте, не просто - соперничать со столичными городами. Там и уровень финансирования другой, и есть поддержка из Республиканского бюджета.
- За сухими цифрами стоят конкретные дела…Что было сделано для образования городской властью в последние годы?
- Самым значительным событием я считаю выделение 20 квартир педагогам, которое произошло несколько лет тому назад. Аналога этому событию , пожалуй, нет не только в Крыму, но и в Украине. За счет собственных средств в Евпатории были компьютеризированы все школы. В ряде учебных заведений были установлены интерактивные доски, необходимые для современного учебного процесса. Проведены большие ремонтные работы по Киотскому протоколу. Будут отремонтированы все школьные фасады и утеплены помещения за счет стеклопакетов. В некоторых школах установлены более экономные котельные, в других – заменено оборудование на пищеблоках. На все это уходят десятки миллионов гривен…
- Как Вам кажется, многие ли понимают, что не «по-щучьему веленью» все это делается, что за этими делами стоит выверенная линия поведения городской власти?
- Думаю, что люди это понимают.
- Сегодня нечасто можно услышать от выпускников, что они хотят выбрать профессию учителя… Кадровый состав в евпаторийских школах достаточно стабилен, наверное, учителя сегодня – это люди старшего поколения?
- Мы находимся в «золотой середине». Есть регионы, где средний возраст педагогов намного выше, чем в Евпатории.
- Не раз слышала, как Вы защищали «старых» учителей, ведь не секрет, что в ряде регионов педагогов пенсионного возраста стараются отправить на пенсию…
- Перед началом учебного года я был на учительской конференции. На первых рядах сидели ветераны. Приятно было видеть их знакомые лица, это честнейшие люди, выбравшие одну из самых сложных профессий. Я считаю, что без их знаний и опыта нашему образованию намного труднее было бы проводить реформы в отрасли и вводить новые, не всегда понятные и не всегда оправданные стандарты. Благодаря преемственности поколений, которая есть у евпаторийских педагогов, болезненные процессы, происходящие в отрасли, характерные для периода последних лет , у нас проходят спокойно и без эксцессов.
- Что Вы имеете в виду? С чем Вы не согласны в нынешней системе образования?
- Вот сегодня многие ругают министра образования Украины Дмитрия Табачника, а я с ним во многом согласен. Потому что он придерживается мнения сохранить все то, хорошее, что было прежде в школе. Сейчас в системе обучения появилось много «упрощенчества», меньше стало аналитики. Уже «дважды два» дети на калькуляторе считают. Дети превращаются в «электронных зомби». А взять литературу! Я не собираюсь уменьшать роль украинской литературы и отношусь к ней с уважением, но дети должны знать и Пушкина, и Тургенева, так, как знали их мы. А разве допустимо называть Великую Отечественную войну «советско-германской»? Считаю, что это неуважение к нашим ветеранам.
- А что бы Вы позаимствовали из школы прежних лет в школу сегодняшнего дня? Чего не хватает ей сегодня?
- Нужно учить детей мыслить логически, больше анализировать, учиться работать на перспективу. Считаю, что у нас была прекрасная, конкурентоспособная система, позволяющая готовить прекрасных специалистов, которых с распростертыми руками принимали на Западе. И многие, кстати, этой «доброжелательностью» воспользовались. Сегодня мы пожинаем плоды этого периода. И думаем, как исправить положение. Где взять хороших специалистов? Где найти хорошие вузы для детей?
- Кстати, власти Евпатории делают конкретные шаги для создания условий в городе для серьезных вузов, чтобы растить своих специалистов…
- Да, в Евпатории теперь будет дневная форма обучения в филиале Харьковского университета внутренних дел. С ректором университета Александром Марковичем Бандуркой мы спланировали перспективу сотрудничества, которая предполагает создание на евпаторийской базе не только юридического факультета, но и других, наиболее востребованных в нашем регионе профессий.
- Над какими еще проблемами предстоит работать городскому руководству в отрасли образования?
- Их, к сожалению, немало. Хотелось бы на базе станции юных техников создать центр технического творчества для молодежи, т.к. существующая форма этого учреждения морально устарела. Работаем над проблемой детских садов. Их будет три. Один строится в Заозерке, один – в 8-ом микрорайоне, надеемся на следующий год получить на него средства из государственного бюджета. В 2013 году начнется реконструкция детского сада «Космос», проектная документация на него уже готова. Когда заработают эти три детских сада, вопросов с местами в дошкольных учреждениях уже не будет. Будем продолжать укреплять материально-техническую базу образования. Одного компьютерного класса в школах сегодня уже недостаточно. В ближайшие год –два хотим решить и эту проблему. Все школы и сады переведем на индивидуальное отопление. В каждой школе у нас запланировано что-то весомое: или спортивный зал, или пищеблок…
- А когда дойдет очередь до гимназии им. Сельвинского?
- Мы все надеялись на средства из государственного бюджета, но, видно, придется тоже ремонтировать своими силами. В следующем году будут полностью выполнены проектные работы. В 2014 году начнется реконструкция, а в 2013 году будем приводить в порядок пищеблок и спортзал.
- Что делает город для того, чтобы профессия учителя стала более престижной? Или «коммунизм» в отдельно взятой стране делать не реально?
- Считаю, что такая политика в Евпатории проводится. Мы поддерживаем и хороших учеников, и хороших педагогов. Пять лучших учителей города ежегодно получают премии по 5 тысяч гривен. 80 учащихся в течение двух семестров получают стипендию городского головы. Думаем построить малосемейное общежитие для молодых учителей.
- Какие качества были заложены в Вас в школьные годы учителями? Вы вспоминаете их?
- Трудолюбие, порядочность, желание работать над собой, не останавливаться на достигнутом. Этими качествами я обязан своей первой учительнице Надежде Яковлевне Амановой, человеку, который «слепил» меня и определил мой жизненный путь – Анатолию Федоровичу Фарносову. Самые теплые воспоминания у меня о Валентине Иосифовне Калининой – учителе биологии, и мы очень любили географа Марию Тимофеевну Морозову. Вообще, у нас все учителя были замечательные. Поэтому все мои одноклассники, как говорится, крепко стоят на ногах, их судьбы сложились вполне удачно.
- Часто встречаетесь с ними?
- К сожалению, нет. Работы много.
Н.Юрина