Неплатежи населения за коммунальные услуги постоянно держат город в положении заложника. Миллионные долги за тепло, воду, газ, свет и мусор не позволяют городским службам и предприятиям работать ритмично. Но все ли делают предприятия, поставляющие населению услуги, для того, чтобы ялтинцы могли быстро и без проблем своевременно производить платежи? Свою позицию по этой проблеме озвучил депутат Ялтинского горсовета Алексей Яковенко.
— У каждого из нас на руках с десяток расчетных книжек за различные коммунальные услуги. Это неудобно. Если вы занятой человек и регулярно не посещаете абонентские службы, то к концу года у вас обязательно накопится долг. То тарифы поднимут, то льготы приостановят и так далее. Получается, что человек как минимум один месяц в году должен потратить на стояние в очередях в РЭО, Крымэнерго, Горгазе, Водоканале и так далее.
Но и это еще не все. Сделав все перерасчеты, вам необходимо оплатить коммунальные услуги в одном из банков или в отделении связи. Пенсионеры вынуждены экономить каждую копейку, и стараются платить на почте или в «Ощадбанке», так как там не берут большой комиссии за каждый платеж. В коммерческих банках комиссия достигает 15 гривен за каждый платеж, а у вас, к примеру, шесть расчетных книжек. В итоге человек может заплатить банку комиссионные, превышающие сумму коммунальных платежей.
Сегодняшняя система взаимоотношений поставщиков коммунальных услуг и потребителей скорее напоминает хождение по замкнутому кругу. Даже если человек хочет заплатить, ему создадут все условия, чтобы он не мог этого сделать. Опыт других городов показывает, что для удобства работы с абонентами нужно внедрять современные технологии в форме единого расчетного центра. Программное обеспечение позволяет идентифицировать любого плательщика по каждому виду коммунальных услуг и квартплаты и отслеживать все платежи. Человек в конце месяца получает всего одну платежку, где указаны все услуги с их стоимостью. Каждый из нас в любое время может проверить историю оплат и начислений через интернет или мобильный телефон. Сегодня, оплатив квартплату, я даже не знаю, поступили деньги на счет РЭО или потерялись где-то в банке? Еще тяжелее уследить за правильностью начисления платежей в абонентских отделах. Когда несколько лет назад проводились работы по созданию единой базы данных абонентов коммунальных услуг, то вскрылись факты двойного начисления одним и тем же абонентам, путаница в расчетных счетах, отсутствие квартир или домовладений в реестре.
В итоге город понял, что не владеет ситуацией по коммунальным платежам. Более того, РЭО, Ялтинские тепловые сети и другие коммунальные предприятия, подчиняющиеся горсовету, заинтересованы в систематизации таких данных и создании прозрачной системы, позволяющей абоненту видеть, за что и как он платит. А вот таких естественных монополистов как Водоканал, Горгаз, Крымэнерго, похоже, все устраивает. Кстати, больше всего конфликтных ситуаций у ялтинцев по оплате услуг и заключению договоров возникает как раз с этими предприятиями. Город на них повлиять фактически не может. Хотя в других городах Украины водой и газом занимаются коммунальные предприятия. У нас же, пользуясь своим монопольным положением, они диктуют свои условия городу и населению.
Мне не понятно, почему горисполком каждый месяц поднимает вопрос о плохой оплате коммунальных услуг населением, когда долги уже исчисляются миллионами, но не предпринимает решительных мер, чтобы переломить ситуацию? Моя позиция остается прежней. Нужно на законодательном уровне принять программу создания единой электронной базы данных плательщиков коммунальных услуг. Это не только упорядочит взаимоотношения между поставщиками услуг и абонентами, но и повысит культуру платежей. То же самое касается создания комфортных условия для оплаты услуг в банках, через интернет, терминалы и банкоматы. Я бы не стал обвинять горожан в том, что они не платят за тепло, воду и газ. Просто государство и власти на местах не создали людям условия для этого.