— Хочется отметить, что у всех участников мероприятия очень много идей, — отметил один из организаторов симпозиума Александр Шеханин. — Благодаря этому симпозиуму у людей появилась возможность делать то, что они хотят, ведь художников никто не ограничивал какими-то рамками и не была задана определенная тематика работ. Когда заявлялся керамический симпозиум, шла речь, что участников будет 12. Но в ходе симпозиума приезжали керамисты, и в итоге нас стало 15. Количество работ увеличилось, нагрузка на печи тоже увеличилась, до сих пор целый ряд работ не обожжен.
— Посещая такие мероприятия, мы можем делать то, что хотим, а не то, что у нас заказывают, — отметила жительница Львова Татьяна Потапенко.
С каждым годом гончарное мастерство становится все более популярным. Возможно, из-за того, что это занятие помогает отвлечься от повседневной суеты и делает людей ближе к истокам. Керамика удивительным образом объединила в себе ремесло и искусство. Далеко не каждый сможет научиться обращаться с глиной, но те, кто постигнет эту науку, будет получать массу удовольствия от процесса. Еще больше сил придется потратить на то, чтобы гончарство начало приносить доходы.
— Сейчас люди начали вспоминать, что хорошо делать что-то своими руками, — говорит керамист из Одессы Максим Васильев. — Тем более керамика — это самая экологически чистая продукция, на которую можно дать гарантию на тысячи лет.
Сегодня в Украине существует несколько школ гончарного мастерства. Основные находятся во Львовской, Донецкой и Полтавской областях. Пока нет крымской школы, но постепенно она начинает формироваться. Существует множество способов декорирования и обжига гончарных изделий. В наши дни керамика все больше развивается как арт-творчество. Зачастую люди хотят иметь у себя в квартире необычную глиняную посуду и другие предметы интерьера, выполненные из глины.
В отличие от большинства керамических симпозиумов, гаспринский не ставил перед собой задачу выбрать лучшего автора или вручить награды. Здесь художников не ограничивали по темам, предоставив свободу творчеству.
— У нас другой формат, — подчеркнул Александр Шеханин. — Мы собрались, поработали, обогатились опытом.
Было отработано более 300 колиграммов глины, мастера почерпнули друг от друга бесценный опыт, творческие приемы, нашли новые решения в работе с глиной.
Самую масштабную скульптуру, созданную в рамках керамического симпозиума, создавали коллективно. На фигуру «стража» (на снимке внизу) было израсходовано около 120 килограммов глины, а обжигали ее прямо на месте, растопив огонь внутри полого «тела» языческого божества. Автором художественной части Симаргла стал известный ужгородский мастер Вячеслав Виньковский. Он же рассказал, почему был выбран именно этот образ:
— Это персонаж языческой славянской мифологии — Симаргл. Он зимой улетает в теплые края, а летом возвращается, охраняет пастбища, скот на этих пастбищах.