26 августа исполняется 100 лет со дня рождения архитектора Петра Андреевича Старикова, творческое наследие которого оставило заметный след на курортном побережье.
Жизненный путь Петра Старикова начался в Хабаровске. Родился будущий зодчий в семье литейщика Андрея Павловича Старикова, уроженца г. Ижевска, и большой мастерицы–рукодельницы, украинки по происхождению, Марии Афанасьевны. Трудовой путь начал юнгой на каботажном флоте Амурской флотилии. Прошел курс обучения в ФЗО, изучал строительное дело. Проработав больше года на общестроительных работах по благоустройству города, юноша едет с берегов Амура в Петербург–Ленинград. Получив в Институте инженерного хозяйства первую информацию о творческом труде зодчего, он решил серьезно подготовиться к поступлению в солидное учебное заведение.
Но, возвращаясь в родные места, он не доехал до Хабаровска. Не хватило денег, пришлось остановиться в Омске и поступить в молочный техникум, где учащиеся обеспечивались бесплатным питанием и общежитием. После первого курса целеустремленный юноша снова едет в Ленинград и поступает на архитектурный факультет Ленинградского института инженеров коммунального строительства.
В 1938 году он получает диплом с отличием и возвращается в родные места. Первые творческие работы и первые успехи. По его проектам строятся здание Водной станции на Амуре, театр Музыкальной комедии. Вскоре ему поручают кураторскую работу по застройке Комсомольска-на-Амуре.
Но творческая работа архитектора, как и многих других зодчих страны, была остановлена вероломным нападением фашистской Германии на Советский Союз.
Тридцатилетний Петр Стариков пишет заявление с просьбой направить его на фронт, но молодого архитектора призвали в специальную группу по разработке маскировочных средств по защите Хабаровска и других городов Амурского края. День Победы Петр Стариков встретил в дороге, следуя в Крым для восстановления послевоенного Симферополя. Первое время он работал в областной проектной организации, восстанавливал здания и сооружения. В 1950 году Старикова переводят на работу в Ялту на должность главного архитектора. На восстановление курортного побережья потребовалось немало сил и времени. Было возведено здание горкома компартии Украины. В градостроительном плане сформировалась площадь Ленина, в ансамбль которой вошли: почтамт, жилые дома по улице Платановой (К.Маркса) и гостиница «Крым». Началась застройка новых улиц: Московской, Киевской. Завершалось строительство рыбокомбината, школы №9. Строили жилые дома на Садовой и К.Маркса.
Стариков принимает активное участие в реализации нового генерального плана, разработанного в 1948 г. специалистами киевского института «Гипроград».
Вместе с архитектором А.С.Хотеловым в 1951 г. он руководит возведением обелиска в честь 30-летия ленинского Декрета об использовании Крыма для лечения трудящихся. Принимает участие в строительстве клуба-столовой санатория «Запорожье» в Ялте, в размещении памятника А.М.Горькому в начале Приморского парка и А.П.Чехову в центральной его части. Всего за одно десятилетие руководства застройкой курортного побережья П.А. Стариковым было сделано очень много полезного в градостроительном плане, и на неизменно высоком профессиональном уровне.
На побережье получили прописку новые здравницы — санатории «Энергетик», «Россия», «Украина», дом отдыха «Металлург» и многие другие курортные объекты. Но в начале 1960 г. творческая активность Петра Старикова была приостановлена. За отказ выполнять непрофессиональные указания вышестоящего начальства, ведущие к нарушению генплана застройки курортного побережья, Старикова освободили от должности главного архитектора города и строго наказали по партийной линии. Пережив незаслуженные репрессии и добившись восстановления в рядах КПСС, Петр Андреевич продолжил творческую работу старшим архитектором проектного института «Гипроград». Затем опытному градостроителю, которого знали многие коллеги бывшего Советского Союза, доверили руководство творческой мастерской №2, а вскоре назначили главным архитектором филиала проектного института «КрымНИИпроект», в котором он проработал более 20 лет до ухода на заслуженный отдых.
Но отдыхать ему приходилось нечасто. Он всегда серьезно увлекался живописью, и свободное время посвящал графике и акварели — радостно расцветала майская глициния, загадочно и живописно смотрелись развалины бывшего замка-дачи Вадарских, расположенного на склонах холма Дарсан. В его картинах зрители видели и ощущали многое им лично пережитое, дополненное философскими раздумьями о прошлом, о делах сегодняшних и тревогу за будущее. В начале 1990-х годов он пишет цикл масштабных работ, наполненных предчувствием грядущих катаклизмов. Но оптимистическое мироощущение, свойственное автору, не покидает его даже в этот сложный период.
А его портретная живопись, работы по металлу, живопись религиозной направленности – это отдельный раздел творчества, который недостаточно широко известен и требует не менее пристального внимания, чем его архитектурное творчество.
В начале 1970-х годов, работая в проектном институте, он руководит коллективом, который принял участие во всесоюзном конкурсе на разработку проекта застройки центральной части Ялты. Авторский коллектив одержал победу, разделив с московскими коллегами первое и второе места. ПТУ №21 в Массандре, клуб-столовая санатория «Днепр», первый вариант юбилейного концертного зала на 2500 мест, рестораны «Лесной» и «Учан-Су» — это тоже авторские работы Петра Старикова и его коллег по работе. Его архитектурные работы и живописные полотна побывали во многих городах Советского Союза. Неоднократно он выставлял свои творческие работы в выставочном зале Национального союза художников Украины. Большую и плодотворную работу многие годы зодчий выполнял, возглавляя Ялтинскую организацию Союза архитекторов СССР. Он был непререкаемым авторитетом в вопросах застройки курортного побережья. Молодежь уважала его и прислушивалась к его советам. Думы и заботы о красоте курорта, о совершенствовании его облика никогда не покидали его до самой кончины – 27 апреля 1999 г.
Журчит речка Дерекой. Тысячи горожан и наших гостей, торопясь по своим делам, и сегодня пробегают по «горбатому» мостику пешеходного перехода с улицы Московской в сторону площади Советской. И мало кто знает, что это тоже творение Петра Старикова. Он творил и жил среди нас, и будет жить до тех пор в памяти народной, пока трудами его творческой жизни будут пользоваться живущие сегодня его современники и будущие поколения.
Владимир Сергеев, член Национального союза архитекторов Украины, лауреат Государственной премии Совета Министров СССР в области архитектуры и градостроительства, Заслуженный архитектор АР Крым