Новости Крыма

Главный архитектор Стариков отстаивал Генплан, рискуя карьерой

26.08.2012, 05:25 Просмотров: 876
Главный архитектор Стариков отстаивал Генплан, рискуя карьерой
26 августа исполняется 100 лет со дня рождения архитектора Петра Андреевича Старикова, творческое наследие которого оставило заметный след на курортном побережье.
Жизненный путь Петра Старикова начался в Хабаровске. Родился будущий зодчий в семье литейщика Андрея Павловича Старикова, уроженца г. Ижевска, и большой мастерицы–рукодельницы, украинки по происхождению, Марии Афанасьевны. Трудовой путь начал юнгой на каботажном флоте Амурской флотилии. Прошел курс обучения в ФЗО, изучал строительное дело. Проработав больше года на общестроительных работах по благоустройству города, юноша едет с берегов Амура в Петербург–Ленинград. Получив в Институте инженерного хозяйства первую информацию о творческом труде зодчего, он решил серьезно подготовиться к поступлению в солидное учебное заведение.
Но, возвращаясь в родные места, он не доехал до Хабаровска. Не хватило денег, пришлось остановиться в Омске и поступить в молочный техникум, где учащиеся обеспечивались бесплатным питанием и общежитием. После первого курса целеустремленный юноша снова едет в Ленинград и поступает на архитектурный факультет Ленинградского института инженеров коммунального строительства.
В 1938 году он получает диплом с отличием и возвращается в родные места. Первые творческие работы и первые успехи. По его проектам строятся здание Водной станции на Амуре, театр Музыкальной комедии. Вскоре ему поручают кураторскую работу по застройке Комсомольска-на-Амуре.
Но творческая работа архитектора, как и многих других зодчих страны, была остановлена вероломным нападением фашистской Германии на Советский Союз.
Тридцатилетний Петр Стариков пишет заявление с просьбой направить его на фронт, но молодого архитектора призвали в специальную группу по разработке маскировочных средств по защите Хабаровска и других городов Амурского края. День Победы Петр Стариков встретил в дороге, следуя в Крым для восстановления послевоенного Симферополя. Первое время он работал в областной проектной организации, восстанавливал здания и сооружения. В 1950 году Старикова переводят на работу в Ялту на должность главного архитектора. На восстановление курортного побережья потребовалось немало сил и времени. Было возведено здание горкома компартии Украины. В градостроительном плане сформировалась площадь Ленина, в ансамбль которой вошли: почтамт, жилые дома по улице Платановой (К.Маркса) и гостиница «Крым». Началась застройка новых улиц: Московской, Киевской. Завершалось строительство рыбокомбината, школы №9. Строили жилые дома на Садовой и К.Маркса.
Стариков принимает активное участие в реализации нового генерального плана, разработанного в 1948 г. специалистами киевского института «Гипроград».
Вместе с архитектором А.С.Хотеловым в 1951 г. он руководит возведением обелиска в честь 30-летия ленинского Декрета об использовании Крыма для лечения трудящихся. Принимает участие в строительстве клуба-столовой санатория «Запорожье» в Ялте, в размещении памятника А.М.Горькому в начале Приморского парка и А.П.Чехову в центральной его части. Всего за одно десятилетие руководства застройкой курортного побережья П.А. Стариковым было сделано очень много полезного в градостроительном плане, и на неизменно высоком профессиональном уровне.
На побережье получили прописку новые здравницы — санатории «Энергетик», «Россия», «Украина», дом отдыха «Металлург» и многие другие курортные объекты. Но в начале 1960 г. творческая активность Петра Старикова была приостановлена. За отказ выполнять непрофессиональные указания вышестоящего начальства, ведущие к нарушению генплана застройки курортного побережья, Старикова освободили от должности главного архитектора города и строго наказали по партийной линии. Пережив незаслуженные репрессии и добившись восстановления в рядах КПСС, Петр Андреевич продолжил творческую работу старшим архитектором проектного института «Гипроград». Затем опытному градостроителю, которого знали многие коллеги бывшего Советского Союза, доверили руководство творческой мастерской №2, а вскоре назначили главным архитектором филиала проектного института «КрымНИИпроект», в котором он проработал более 20 лет до ухода на заслуженный отдых.
Но отдыхать ему приходилось нечасто. Он всегда серьезно увлекался живописью, и свободное время посвящал графике и акварели — радостно расцветала майская глициния, загадочно и живописно смотрелись развалины бывшего замка-дачи Вадарских, расположенного на склонах холма Дарсан. В его картинах зрители видели и ощущали многое им лично пережитое, дополненное философскими раздумьями о прошлом, о делах сегодняшних и тревогу за будущее. В начале 1990-х годов он пишет цикл масштабных работ, наполненных предчувствием грядущих катаклизмов. Но оптимистическое мироощущение, свойственное автору, не покидает его даже в этот сложный период.
А его портретная живопись, работы по металлу, живопись религиозной направленности – это отдельный раздел творчества, который недостаточно широко известен и требует не менее пристального внимания, чем его архитектурное творчество.
В начале 1970-х годов, работая в проектном институте, он руководит коллективом, который принял участие во всесоюзном конкурсе на разработку проекта застройки центральной части Ялты. Авторский коллектив одержал победу, разделив с московскими коллегами первое и второе места. ПТУ №21 в Массандре, клуб-столовая санатория «Днепр», первый вариант юбилейного концертного зала на 2500 мест, рестораны «Лесной» и «Учан-Су» — это тоже авторские работы Петра Старикова и его коллег по работе. Его архитектурные работы и живописные полотна побывали во многих городах Советского Союза. Неоднократно он выставлял свои творческие работы в выставочном зале Национального союза художников Украины. Большую и плодотворную работу многие годы зодчий выполнял, возглавляя Ялтинскую организацию Союза архитекторов СССР. Он был непререкаемым авторитетом в вопросах застройки курортного побережья. Молодежь уважала его и прислушивалась к его советам. Думы и заботы о красоте курорта, о совершенствовании его облика никогда не покидали его до самой кончины – 27 апреля 1999 г.
Журчит речка Дерекой. Тысячи горожан и наших гостей, торопясь по своим делам, и сегодня пробегают по «горбатому» мостику пешеходного перехода с улицы Московской в сторону площади Советской. И мало кто знает, что это тоже творение Петра Старикова. Он творил и жил среди нас, и будет жить до тех пор в памяти народной, пока трудами его творческой жизни будут пользоваться живущие сегодня его современники и будущие поколения.
Владимир Сергеев, член Национального союза архитекторов Украины, лауреат Государственной премии Совета Министров СССР в области архитектуры и градостроительства, Заслуженный архитектор АР Крым
Раздел:
Календарь
< Октябрь Ноябрь, 2024 Декабрь 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 2324
252627

Последние новости