Каждый реставратор мечтает открыть миру тайну – спрятанную временем какую-то деталь в старинном замке или заложенную после ремонта новую дверь. Реставрация – это всегда процесс открытий, даже если берешься за не очень старый и, казалось, со всех сторон изученный объект.
Именно так и произошло в Ливадийском дворце-музее во время глобальной реставрации прошлого года, когда в работу взяли первый и второй этажи.
—Последняя реставрация проводилась во дворце-музее еще в 90-е годы, — рассказывает специалист «Крымпроектреставрация» Юрий Иванов. – Но за эти годы окна и двери стали рассыхаться, потускнел паркет, появились трещины на стенах, облупилась лепнина.
В общем, пришло время делать капитальные работы. Как раз и деньги из бюджета Крыма выделили немалые. И за дело взялись профессионалы.
— Все работы, технологии и материалы прописываются в техническом задании для реставраторов, — рассказывает Юрий Николаевич. – Мы не можем просто так взять материал, который нам нравится. Даже цвет шпаклевки мы не можем изменить. Не говоря уже об обоях, дверях, паркете. Контроль за нашей работой осуществляли сотрудники фирмы «Оберег», они смотрели, чтобы техзадание четко выполнялось.
И вот! Буквально сразу же реставраторов ждал сюрприз. Когда принялись за белые колонны на первом этаже, возле которых любят фотографироваться все туристы, оказалось, что при царе они были вовсе не белыми! Это уже потом, то ли в 30-е годы, то ли в 70-е, их аккуратно покрыли толстым слоем штукатурки. На самом же деле они – из нежно-желтого мрамора с прожилками. Колонны отмыли от безликой белизны, натерли воском, как во времена императора Николая II, и теперь они как бы засветились изнутри.
Когда входишь во дворец с центрального входа, за спиной остается дверь. Открывается великолепие дворца – белый зал, в окна виден Итальянский дворик, впереди – путешествие в историю. Может быть, это нетерпение быстрее увидеть красоту дворца очень немногих людей заставляло остановиться и повернуться лицом к входной двери. Поднять голову вверх. Задуматься над тем, что часто над входной дверью был тайный знак-оберег этого места.
Реставраторы остановились, задумались, сравнили с архивными фотографиями и… открыли вензель с буквой «Н». Конечно же, дворец-то Николая II, поэтому и буква такая…
Она тоже была замазана толстым слоем штукатурки. Наверное, чтобы лишний раз не напоминала в советские годы о царской семье. Но история, а вернее, реставраторы, все равно вернули вензель-оберег на свое законное место.
— Наша задача – сохранение этого уникального памятника истории и архитектуры, единственного дворца, построенного при царствовании императора Николая II, – рассказывает научный сотрудник Ливадийского дворца-музея Лариса Вертепова.— Научно-экспозиционный отдел занимался и подбором обоев, есть архивные документы, фотографии, описание этих комнат. Вестибюль, белый зал стремились воспроизвести в том виде, как это было при императоре.
В спальне императрицы восстановлены панели из канадского розового клена — по архивным фотографиям. Во всем дворце проведена огромная работа по восстановлению стен, окон, дверей. Каждый элемент старались сохранить в первозданном виде. Так, двери их натурального дуба, отделанные с внешней стороны тисом – натуральные, царские, они хранят на своей древесине тепло рук императора, цесеравича, царских дочек. И вы можете почувствовать тот след далекой эпохи…
Те, кто любовался каминами, тоже обратит внимание, что их верхняя часть очищена от штукатурки и первозданный мрамор открыт (на снимке в центре). Причем, резной рисунок настолько хорошо сохранился, что даже на маленьком фрагменте книжечки с полспичечного коробка можно прочитать текст.
Кстати, меня заинтересовал вопрос – а будут ли когда-нибудь зажжены эти камины? Может, в честь какого-то юбилея или знаменательной даты? Но ответ я получила отрицательный.
— Камины больше носят декоративный характер и придают интерьеру стиль и уют, — рассказывает Лариса Вертепова. —Они теоретически могли использоваться. Но даже при императоре во дворце имелось центральное отопление, и до сих пор сохранились места, в которых были спрятаны батареи. Когда во дворце останавливался Черчилль во время Крымской конференции, их даже разжигали. Но сейчас такой необходимости нет.
Зато теперь можно вернуться в старину и подняться на крышу дворца на настоящем императорском лифте (на верхнем снимке). Во время проведения реконструкции его подъемный механизм полностью привели в порядок. Кстати, электрический привод лифта, его двигатель и механика остались те же, царских времен. Сегодня лифт тоже готов участвовать в экскурсиях – на крышу, которая одновременно служила и солярием, можно поднять 3-4 человека. А сверху открывается великолепный вид на бывшее царское имение. Текст «лифтовой экскурсии» уже написан, остается только торжественно открыть ее. Но прежде – отремонтировать крышу.
—Работы по реставрации рассчитаны на 2011-й и 2012-й годы. Все, что было запланировано в прошлом году – выполнено в полном объеме. В этом году, как только выделят средства, приступим ко второй очереди, — рассказывает директор Ливадийского дворца-музея Лариса Декушева. — На все реставрационные работы даются гарантии на длительный срок. Но сохранность помещений во многом зависит от микроклимата, не должно быть перепадов температуры, влажности — за этим следят специальные приборы.
Скоро в Ливадийском дворце приступят ко второму этапу реставрации – приведут в порядок восточный фасад, вход, Итальянский дворик, кровлю, солярий. И это чудо архитектурной мысли будет еще долгое время радовать нас.