— Алексей Викторович, у вас большой опыт работы в органах местного самоуправления. Что, на ваш взгляд, сдерживает эффективную работу городского совета в целом и отдельно взятого депутата?
— Практика показала, что нам необходима деполитизация местного самоуправления. В первую очередь я говорю о возвращении к выборам депутатов сельских, поселковых и городских советов исключительно в одномандатных округах. Причем, кандидатов должны выдвигать не политические партии, как сейчас, а кандидаты должны баллотироваться самовыдвижением. Только персональная ответственность депутата перед своими избирателями способна стимулировать продуктивную работу депутата на округе. Списки политических партий дают дорогу в советы случайным людям, для которых депутатский мандат — не более чем способ защиты или продвижения личного бизнеса. Одновременно с переходом на формирование местных советов по одномандатным округам надо повысить роль местного самоуправления. Причем, не декларативно, а законодательно. Пока у городского совета много обязанностей и минимум прав. Я с этим сталкиваюсь на каждой сессии, при обсуждении жизненно важных для города вопросов. Все начинается с бюджета. Городскую власть законодательно обязывают обеспечить льготный проезд, льготы на коммунальные услуги, выплату надбавок учителям и врачам. А вот денег на реализацию законных прав граждан в бюджете нет, так как львиная доля налогов забирается в государственную казну. Всплывает наболевший вопрос о проведении административно-территориальной реформы Большой Ялты. Депутатов в Ялтинский горсовет избирают от Гурзуфа до Фороса, а полномочия депутатского корпуса ограничены границами города. Это же дискредитация депутатов и местного самоуправления в чистом виде. Все населенные пункты ЮБК должны быть объединены в единую территориальную громаду, с ликвидацией поселковых советов, сокращением управленческого аппарата и экономией бюджетных средств.
— Дополнительные полномочия должны подразумевать и дополнительную ответственность?
— Совершенно верно. Я предлагаю одновременно с повышением роли местного самоуправления упростить механизм отзыва депутатов путем референдума. Существующий порядок досрочного прекращения полномочий депутата местного совета по инициативе избирателей слишком громоздкий и имеет много подводных камней. С 1992 года в практике был только один случай, когда избиратели отозвали депутата Ливадийского поссовета. Но это скорее было исключением из правила.
— Какие проблемы города в социальной сфере сегодня волнуют ялтинцев?
— Я говорю о них практически на каждом сессионном заседании. Необходимо обеспечить беспрепятственный доступ местных жителей и гостей полуострова к морю. Вместо деклараций и показательных сносов заборов надо привлекать виновных в самовольном захвате прибрежной полосы к уголовной ответственности. Пока таких фактов нет. Остро стоит проблема устройства детей в дошкольные учреждения. Сеть детских садиков нужно оптимизировать. В свое время многие здания детсадов были розданы не по назначению, используются неэффективно. За примерами далеко ходить не надо. Здание на улице Халтурина отдали церкви без права закрытия и перепрофилирования садика, но оно закрыто. Нужно оптимизировать сеть общественного транспорта и установить ответственность за немотивированный отказ водителей в перевозке льготных категорий граждан. А для повышения конкуренции на рынке пассажирских перевозок городу надо создавать свое коммунальное автотранспортное предприятие.
Чаще всего ко мне обращаются избиратели с проблемами, связанными с содержанием жилого фонда. Реформа сферы ЖКХ давно назрела. Люди должны иметь рычаги контроля за расходами на содержание дома, в котором они проживают. Пока наиболее реальным стал путь создания ОСМД. Но разъяснительную работу никто не ведет. Жители многоквартирных домов не видят разницы между сегодняшним РЭО и управляющей компанией в будущем.
— Любые инициативы, в том числе и перечисленные вами, требуют материального наполнения. Проще говоря, финансирования. Откуда брать деньги?
— Опыт Турции показывает, что нужны государственные гарантии инвесторам и привлечение сетевых отелей с мировым именем. Пока мы имеем в Ялте перекос в строну строительства жилых домов и апартаментов, а нужны отели с разной ценовой политикой и уровнем сервиса. Апартаменты городскому бюджету ничего не дают. Еще один источник поступления средств, — это земля. Я сторонник установления муниципального контроля за сроками и качеством реализации инвестиционных проектов и возвращения в городскую собственность земель, которые используются неэффективно или не по целевому назначению. Из 20-ти земельных участков, выделенных городом под инвестиционные проекты, в стадии реализации находится только один. А мы говорим, что у нас нет свободных земель. И еще один момент. Ялте необходим закон об азартных играх и создании на ЮБК специальной игральной зоны с размещением казино. Опыт Ниццы, Монте-Карло, Баден-Бадена и других мировых курортов убеждает в правильности такого шага. Вполне логично функционирование игорного бизнеса в курортном регионе, а не в голой степи без инфраструктуры, как это предлагается.
— В начале нашей беседы мы говорили о необходимости административно-территориальной реформы, но это компетенция Верховной Рады Украины, а не городского совета. Как быть?
— Для этого Ялте нужно свое лобби в парламенте страны. Последние 8 лет интересы города оставались вне поля зрения нардепов. Каждый раз мэр лично едет в Кабмин и решает вопросы по финансированию тех или иных проектов, ремонта дорог, водовода и так далее. А где были депутаты Верховной Рады? Поэтому я осознаyно принял решение идти в парламент Украины. Только там законодательно можно пересмотреть систему управления, чтобы устранить дублирование полномочий между органами местного самоуправления и органами власти Крыма, оптимизировать штаты госслужащих с введением персональной ответственности чиновников перед гражданами, внести изменения в Конституцию в части ограничения неприкосновенности народных депутатов Украины и многое другое.
— Вас не смущает, что вашим оппонентом будет такой тяжеловес в политике как экс-мэр Ялты Сергей Брайко?
— Два года назад Брайко фактически устранили от власти его же однопартийцы. Сегодня у партии власти короткая скамейка запасных и она испытывает дефицит квалифицированных кадров. При всем моем уважении к Сергею Борисовичу, он имел возможность проявить себя в должности мэра.