Уникальные находки были сделаны в Ливадийском дворце во время реставрации. Даже те, кто бывал здесь не раз, с интересом осматривают заметно преобразившиеся комнаты и отмечают, как они посвежели, посветлели и при этом не только не потеряли неповторимый дух царской Ливадии, но и вернули некоторые детали интерьера, которые были сделаны при императоре Николае II, однако во времена Советской власти были утеряны.Полноценную реставрацию в Ливадийском дворце-музее не проводили уже много десятков лет. В 90-х годах были выполнены некоторые работы по приведению дворца в порядок, но это был, скорее всего, косметический ремонт, нежели реставрация.
При этом имение последнего российского императора всегда было и остается одним из самых посещаемых мест на ЮБК, местом, где встречаются политики и руководители разных стран мира.
Однако, к сожалению, с годами былой блеск постепенно начал тускнеть. Паркет и деревянные панели потемнели, в стенах появились трещины, в некоторые из них могла свободно пройти ладонь, окна и двери растрескались. Ощутимый вред дворцу нанесли оползневые процессы.
Правительство Крыма приняло решение подойти к этому вопросу основательно и выделить значительные средства для проведения полной реставрации дворца. Предполагалось, что работы будут выполнены в два этапа. На первом этапе, который начался в конце 2011 года и завершился этой весной, все внимание было уделено внутренним помещениям первого и второго этажа.
Тендер на проведение реставрационных работ выиграло предприятие «Крымпроектреставрация», имеющее богатый опыт в этой сфере. Его специалистам приходилось работать и в Ливадийском дворце.
Контроль за качеством проводимых работ и четким соблюдением технологий производства, которые были научно обоснованы и подтверждены, осуществляла фирма «Оберег». Серьезную помощь и поддержку оказывали и научные сотрудники дворца-музея.
- Мы старались сохранить каждый элемент интерьера, чтобы ничего не было разрушено и не исчезло. Эта красота должна остаться для нашего народа, чтобы люди могли приходить сюда и любоваться ею, соприкасаться с историей, - говорит специалист «Крымпроектреставрация» Юрий Иванов.
- Наша главная задача – сохранение этого уникального дворца, памятника истории и архитектуры – единственного дворца, построенного при царствовании императора Николая, – рассказывает научный сотрудник Ливадийского дворца – музея Лариса Вертепова. – Наш научно-экспозиционный отдел на основании архивных документов, фотографий, описаний комнат подбирал обои и другие элементы интерьера. Мы стремились сделать все максимально приближенно к первоначальной исторической обстановке, особенно на втором этаже, где размещены царские комнаты и мы рассказываем о жизни и быте царской семьи в Ливадии.
В ходе реставрации выяснилось, что колонны в вестибюле первого этажа выполнены из мрамора. Долгое время по непонятным причинам они были закрыты слоем раствора и штукатурки. Реставраторы аккуратно их очистили, исправили повреждения, отполировали и покрыли специальным воском, как это было при императоре Николае II.
Еще один сюрприз ожидал в этом же помещении над центральным входом – реставрируя лепнину, рабочие обнаружили николаевский вензель – большую букву Н, которая долгое время также была скрыта от глаз. Ее расчистили и восстановили по фотографиям.
Из необычного мрамора выполнен и камин в холле первого этажа, только его почему-то все эти годы белили. И в этом случае реставраторы восстановили историческую справедливость. Надо сказать, что смотрится он теперь намного интереснее.
Все камины Ливадийского дворца были тщательно очищены, а их металлические детали отполированы.
Как рассказала Лариса Вертепова, камины во дворце теоретически находятся в рабочем состоянии и однажды их даже разжигали во время проведения Крымской конференции в 1945 году. Однако в императорском доме они носили, скорее всего, декоративный характер и помогали созданию стиля и уюта. Прямой необходимости в них не было, поскольку уже тогда во дворце было центральное отопление – места, где стояли батареи, сохранились до сих пор.
На втором этаже в спальне у императрицы по фотографиям и документальным подтверждениям были восстановлены панели из канадского розового клена и воссоздан интерьер, очень похожий на то время, когда здесь жила Мария Федоровна.
Кроме того, была проведена огромная работа по восстановлению лепнины на стенах и потолке, деревянных дверей и окон. Практически все они установлены во дворце более 100 лет назад – механизм, который закрывает окна, до сих пор работает как часы. Юрий Николаевич рассказал, что лишь отдельные и очень немногие деревянные фрагменты, которых чрезмерно коснулось разрушение, пришлось заменить.
Как новенький, засиял и царский паркет.
- Реставрационные работы делают на длительный срок. Но для сохранности помещений и всего интерьера как можно дольше большую роль будет играть микроклимат, который здесь будет установлен. Не должно быть резких перепадов температур или уровня влажности, - отметил Юрий Иванов.
- Весь объем работ, запланированный на первую очередь, был полностью выполнен. Надеюсь, что уже этой осенью предприятие «Крымпроектреставрация» приступит ко второй очереди, в которую включены восточный фасад, вход, итальянский дворик, верхняя часть кровли и солярий, - сказала директор Ливадийского дворца-музея Лариса Декушева.
Завершение реставрационных работ будет способствовать и расширению экскурсионных услуг Ливадийского дворца-музея. На сегодняшний день уже разработан абсолютно новый и очень необычный VIP-маршрут, главная составляющая которого - подъем на царском лифте на крышу дворца, где расположен солярий. Лифт и сегодня находится в рабочем состоянии. Осталось только закончить оформление документации, необходимой для его эксплуатации. Но эта экскурсия не рассчитана на большие группы и, скорее всего, будет стоить значительно дороже. Дело в том, что за один раз лифт может поднять не более 3-4 человек, а слишком интенсивное его использование может нанести вред вековому механизму. Однако прежде чем предложить гостям этот маршрут, руководство дворца планирует полностью отреставрировать солярий, на отдельных фрагментах которого время оставило заметные следы.