3 августа эскурсионно-туристический маршрут Евпатории «Малый Иерусалим» празднует маленький пятилетний юбилей.
В этом году переиздана книга одного из исследователей этого маршрута Станислава Цалика «Прогулки по Малому Иерусалиму», которая оказалась необыкновенно популярной среди жителей Украины. Экскурсионный маршрут, описанный в книге, включает в себя несколько архитектурных объектов, расположенных на небольшой территории в старой части города. Все они представляют собой храмы разных народов, отсюда и название - «Малый Иерусалим». Сейчас исторические объекты Малого Иерусалима признаны самым ценным достоянием нашего города. Это настоящее чудо для тех, кто мечтает совершить путешествие во времени и архитектуре.
Проведем краткую экскурсию для наших читателей по этому, последние годы весьма популярному маршруту.
Одним из самых древних памятников маршрута по праву считается архитектурный ансамбль «Текие дервишей» - приют странствующих мусульманских монахов. Само здание текие, относящееся к концу 15 - началу 16 века, - это единственный и неотразимый исторический шедевр «Эпохи возрождения» крымского зодчества. Внутри текие расположен зал для песнопений странствующих дервишей, окруженный девятнадцатью кельями.
В них жили суфии, танцующие дервиши ордена Мевлеви. Дервишей трудно сравнить с христианскими монахами, потому что они молились в текие только некоторое время, в перерывах между путешествиями. Они имели право жениться и заводить семьи. Именно поэтому текие еще называют «Каабой для влюбленных». Говорят, что именно дервиши повлияли на возникновения культа служения прекрасной даме среди западноевропейских рыцарей. Не случайно у одного из самых известных дервишей Омара Хайама есть так много прекрасных стихотворений, посвященных женской красоте.
Одновременно с Текие дервишей существовал другой храм – армянская церковь Сурб-Никогайос. Позднее она была разрушена, и на ее месте появилась современная церковь Святого Николая. В этом году исполнилось 195 лет со дня ее основания. В последние годы в армянской церкви проходили реставрационные работы на средства армянской общины Евпатории. На одной из стен армянской церкви сохранились надписи времен Крымской войны, когда здесь размещался французский гарнизон. На камнях отчетливо проступает дата «1855» и имена французских солдат Рикарди, Фабри и Филиппа.
На территории нашего города существовали два древних города – Керкенитида и Гезлев, основанный в конце 15 века. Местные жители называли его еще Кезлевом. Как рассказала одна из экскурсоводов по маршруту «Малый Иерусалим», миловидная и грациозная девушка с именем Лютфие, когда-то Кезлев окружали мощные крепостные стены с пятью входными воротами. Одни из ворот – Ворота дровяного базара простояли вплоть до 1959 года. От них сохранился только фундамент и небольшой фрагмент северной стены, относящийся к 15 веку. С 2003 по 2007 год проводились реставрационные работы и ворота были восстановлены, превратившись один из наиболее многолюдных и посещаемых мест Евпатории. Когда проходишь под сводами Гезлевских ворот по узкой вымощенной улочке, то в голове возникает образ средневековой крымскотатарской девушки, которая шествует по древнему Кезлеву. На ней прекрасное платье, все в золотом шитье. На шее, ушах и руках позвякивает множество ювелирных украшений, каждое из которых считается мощным оберегом. А южный ветер играет волосами, непременно покрытыми легкой накидкой «фырланта», ведь ходить с непокрытыми волосами среди мусульманок было не принято. В руках эта незнакомка несет кувшин и направляется к одному из кезлевских фонтанов набрать воды. В средневековом Кезлеве было множество прекрасных фонтанов, похожих на маленькие архитектурные шедевры. Под землей с 15-го по 18 век функционировала система керамических труб и кяризов – пещер, по которым текла вода. Они сохранились до наших времен.
Кезлев был торгово-ремесленным городом, окруженным воздушными мельницами самых причудливых форм. В город съезжались торговцы со всего мира. Хан Гази-Гирей второй даже хотел сделать из этого города столицу Крымского ханства.
Если пройти от Кезлевских ворот по Караимской улице немного вперед, то по левую сторону можно увидеть еврейскую синагогу Егия-Капай, заложенную в 1911 году. На западном фасаде синагоги размещено большое круглое окно с витражом, изображающим звезду Давида. Синагога была закрыта в 30-х годах прошлого века, а позднее пострадала и от немецких захватчиков, которые во время второй мировой войны использовали ее как конюшню.
Чуть дальше по улице Караимской можно увидеть известный на всю Евпаторию дом первого духовного лидера караимского народа – гахама Хаджи-Аги Бабовича. В этом доме в 1825 году останавливался известный польский поэт Адам Мицкевич. Всего несколько шагов отделяют дом Бабовича от Караимских кенас – молельных домов караимского народа. Пройдя под ажурными воротами в стиле ренессанс, мы попадаем в несколько двориков, ведущих к Большой и Малой Кенасам, построенным в 1807 и 1815 годах.
Именно из-за этого архитектурного комплекса в Евпаторию приезжают караимы со всех уголков земного шара. Караимов осталось очень мало, чуть меньше двух тысяч человек во всем мире. Этот прекрасный народ славился своими меценатами, многие из них помогли становлению Евпатории. Среди караимов, которые всеми силами помогали евпаторийцам любых национальностей, можно назвать Вениамина Тонгура, Самуила Пампулова, семью Казасов и многих других. Самым известным евпаторийским караимом был Семен Эзрович Дуван, последний мэр Евпатории царских времен. С.Э.Дуван очень любил Евпаторию и сделал много добрых дел для того, чтобы наш город процветал и расширялся.
У берега моря напротив друг друга дружелюбно расположились храм Святого Николая и мечеть Хан-Джами. Хотя храмы строились в разное время разными архитекторами, в них прослеживаются общие черты византийской архитектуры, ведь создатели этих сооружений пытались повторить храм Святой Софии в Константинополе. Хан-Джами - это единственная многокупольная мечеть в Европе. Здесь можно насчитать 12 куполов и 59 окон, благодаря которым солнечные лучи, проникающие внутрь, создают мягкое и рассеянное свечение. Храм начали строить при хане Девлет Гирее примерно в 1552 году. Архитектором был известный во всем мире турецкий зодчий Синан, который по происхождению был то ли армянином, то ли греком, то ли славянином, и принял мусульманство, когда его взяли в янычары. Свято-Николаевский собор заложен намного позже, в 1899 году архитектором Бернадацци и инженером Геринеком. В 1916 году его посетил с семьей последний император России Николай второй. Возле Свято-Николаевского собора стоит доходный дом Семена Эзровича Дувана, потрясающий архитектурный памятник, построенный в стиле «караимский модерн». Кроме этого, в Евпатории еще сохранились турецкие бани 16 века, работавшие вплоть до 1987 года.
По словам исследователя «Малого Иерусалима» Станислава Цалика, Евпатория - потрясающий пример дружелюбия и толерантного отношения друг другу людей разных национальностей и религий. Видимо, это место наделено необыкновенной позитивной аурой, повлиявшей на то, что храмы разных конфессий расположены так близко друг другу. И современным жителям Евпатории следует придерживаться этой традиции, не разрушать то, что было построено, и создавать новое…