— Елена Ивановна, какая основная цель консультации?
— Это выявление детей с трудностями в обучения и в поведении, оказание им медицинской помощи и выбор дальнейшего образовательного маршрута. Зачастую такие дети направляются в специальные группы детских садов, специальные школы или в заведения интернатного типа.
— По какой схеме работает консультация?
— Вначале мы проводим обследование ребенка и изучаем медицинскую документацию. Потом при согласии родителей мы направляем такого ребенка в специализированное учебное заведение. Когда родители не согласны забирать ребенка из школы, мы рекомендуем проконсультироваться со специалистами.
— Вы выезжаете в школы и детские сады?
— Мы выезжаем в школы в тех случаях, когда учителя заметили у школьника трудности в обучении. Мы можем посидеть на уроках и посмотреть за обучаемостью ребенка. Лишь после этого мы беседуем с его родителями. Иногда в силу своей занятости мамы и папы не хотят обращать внимание на проблемы своих детей.
— Что нужно для того, чтобы попасть на консультацию?
—К нам могут привести любого ребенка. Каждый четверг у нас приемный день с 9:00 и до 13:00. Единственное условия, когда ребенка приводят первый раз, у родителей должна быть его медицинская карта. В том случае, если он посещает детский сад или школу, у него должна быть характеристика, оформленная в учебном заведении. Наши специалисты осматривают ребенка и при необходимости направляют в спецклассы школ, спецгруппы садиков или интернаты.
— Подробней расскажите о спецгруппах в садиках и спецклассах.
— Сегодня в Ялте работают три специализированных садика. Логопедический детский сад, куда направляются дети с различными нарушениями речи. В дошкольном учебном заведении №3 есть четыре спецгруппы для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Там ежедневно с малышами занимается массажист и инструктор ЛФК. В саду №24 работают две спецгруппы для детей с нарушением зрения. Кроме того, во всех этих дошкольных учреждениях работают логопеды и практические психологи. Чтобы попасть в спецгруппы, родители должны прийти к нам и иметь при себе заключения от окулиста или ортопеда.
Для деток постарше в третьей школе существуют нулевые и первые классы интенсивной педагогической коррекции. Это обычная массовая программа для ребят с трудностями в развитии и поведении. Классы отличаются тем, что в них учатся не более 12 детей. Плюс им оказывается дополнительная помощь психолога, логопеда и дается увеличенное время на усвоение программы. К примеру, в обычной школе на усвоение буквы «А» дается один урок, то там два или три занятия. Со второго и по девятый такие классы работают практически во всех городских школах.
— Какие основные трудности в развитии и поведении чаще всего встречаются у современных детей?
— Уже начиная с 2-3 лет, у детей часто встречается большая речевая патология. Ежегодно число детей, нуждающихся в помощи логопеда, только растет. Родители почему-то не особо обращают на это внимание. Зачастую считают, что ребенок маленький и с возрастом это пройдет само. Когда ребенок с букетом речевых нарушений приходит в школу, это перерастает в специфические нарушения. Такие как дислексия — нарушение процесса чтения и дисграфия — нарушения письма. Начинаются пропуски букв, слогов, перестановки на уровне слов и предложений. Написание предложения с маленьких букв, слияние разных слов в единое целое.
— На ваш взгляд, каковы наиболее частые причины таких нарушений?
— Подобные нарушения могут повлечь за собой родовые травмы, осложнения в период беременности, которые отражаются еще на внутриутробном периоде малыша. Также инфекции, которые ребенок перенес в раннем возрасте, прием различных лекарственных препаратов. Сюда можно отнести плохую экологию, некачественное питание и обстановку в семье.
— Что нужно делать, чтобы избежать подобных нарушений в развитии?
— Прежде всего, следует заниматься с малышом и уделять ему больше времени. Незамедлительно к специалистам следует обратиться в случае, когда ребенок до двух лет не начал разговаривать, когда он бурно и неадекватно на что-то реагирует и отводит взгляд, когда с ним говорят.
— По каким признакам можно определить гиперактивного ребенка?
— В первую очередь такие дети отличаются повышенной возбудимостью, неповиновением родителям и противоречивостью. Подобные проявления являются поводом обратиться к психологу. В некоторых случаях нужна консультация психиатра и назначение медикаментозного лечения.
— Что вы можете пожелать родителям?
— Хотелось бы пожелать, чтобы родители не боялись приходить к нам и вовремя обращали внимание на проблемы, возникающие в развитии и поведении малышей. Позднее обращение в нашу консультацию в значительной мере может все усугубить.