— Недавно была открыта экспозиция «Воронцовская кухня», возрождена традиция проведения музыкальных классических выступлений на территории дворца. Какие еще нововведения ожидают посетителей музея в новом сезоне?
— Идея экспозиции «Воронцовская кухня» вынашивалась около 10 лет. Мне посчастливилось, став руководителем музея, воплотить эту задумку. Взяв под свой контроль, и использовав всевозможные ресурсы, мы ускорили ее создание. И в результате мы получили прекрасную экспозицию, отражающую стиль эпохи Елизаветы Тюдор. Воронцовская кухня воссоздана в деталях. Она декорирована как специально изготовленными экспонатами, так и подлинными экспонатами из фондов музея. Выставка позволяет окунуться в атмосферу хозяйственной деятельности времен графа Воронцова.
Во время создания экспозиции возникла идея расширить ее рамки. Хотелось бы, чтобы человек, посещая музей, не только рассматривал исторические артефакты. Хотелось бы дать ему подкрепить свои ассоциации исторической значимостью места. Поэтому возникла идея, которую мы назвали «Историческая реконструкция». Первым шагом в этом направлении явился поиск рецептов кухни XIX века. И сейчас при посещении экспозиции «Воронцовская кухня» каждый посетитель получает Воронцовский пряник по рецепту, восстановленному из архивов нашего научного отдела. Таким образом, каждый посетитель может попробовать историю на вкус.
Помимо этого, каждое воскресенье мы приглашаем Симферопольский музыкальный театр, коллектив которого несколько часов играет классическую музыку. Музыканты одеты в костюмы того же XIX века. И ощущения, которые испытывают посетители музея, когда звучит музыка, звучат русские романсы, которые наполняли эти стены в XIX веке, позволяют еще больше окунуться в атмосферу той эпохи.
В перспективе мы думаем еще добавить и костюмированные представления. Посетитель, попав к нам на территорию, как в машине времени, попадает в XIX век. Алупкинская городская администрация проявила интерес к нашей идее, которая, к слову, давно реализуется в музеях многих стран, в том числе Англии, Франции, России. И я думаю, что мы на правильном пути.Считаю, что мы сможем порадовать посетителей новыми достижениями уже в этом году.
— Расскажите, пожалуйста, каков уровень системы безопасности Воронцовского дворца?
— На улице XXI век. Системы безопасности прошлого века устарели. Многим из них необходима модернизация. В частности, это касается системы видеонаблюдения. Также уделяется большое внимание охране экспонатов во время демонстрации. У нас есть опыт в этом вопросе. Также изучаем очень тщательно опыт зарубежных музеев. И если говорить о реализации установленных систем безопасности, то это так называемая система «антивор». Это емкостное слежение во время экспозиции, и она уже подготовлена в Воронцовской кухне. Состоит она из системы активных барьеров, издающих звуковой сигнал при касаниях посетителями ограждающих барьеров. Несколько дней назад она была запатентована. Охрана экспозиций осуществляется государственной службой охраны и вооруженными сотрудниками отдела охраны. Наш отдел охраны состоит из молодых сотрудников, прошедших специальную подготовку. Многие из них – мастера спорта.
— С какими видами деятельности вы связываете будущее развитие Воронцовского дворца?
— Развитие дворца-музея касается нескольких видов деятельности. Это включает в себя научно-просветительскую деятельность, хозяйственную деятельность для наполнения специального счета музея, создание и развитие экспозиций.
— После открытия Воронцовской кухни разрабатываются новые экспозиции «Квартира дворецкого» и «Комната В.Скотта». Последняя посвящена архитектору Э. Блору, верному другу В. Скотта.
В этом году возобновлена экскурсия по Воронцовскому парку.
Для Массандровского дворца разработан прекрасный проект «Императорский розарий». Осенью мы надеемся приступить к реализации его первой части на лугу перед дворцом. Также разработан проект по созданию комплекса, состоящего из нескольких садов, включающий итальянский, французский, английский сады, сад старых сортов роз и сад ароматов. В садах будут старинные фонтаны, пергалы с вьющимися розами, беседки. Хотелось бы создать восьмое чудо света, которое в комплексе с дворцом привлекло бы несравнимо больше посетителей, чем сейчас.
Уже сегодня мы пытаемся использовать еще неразработанные ресурсы для наполнения специального счета. Так, в этом году, ввели плату за фото и видеосъемку. И представляете, прибыль с этого вида услуг сопоставима с прибылью, которую приносит сотрудничество с туроператорами, осуществляющими круизные рейсы для иностранцев по Черному морю.
Хотя еще есть много проектов, которые помогут заработать средства для развития нашего дворца-музея. Сейчас прорабатывается вопрос, связанный с оказанием услуг по питанию. Мы начали с Воронцовского пряника, а хотелось бы еще по опыту Санкт-Петербургских музеев развить выпечку по восстановленным старинным рецептам, может быть даже сделать кухню, ресторан или кафе, в котором люди смогут попробовать блюда, которые, возможно, подавались обитателям дворца в XIX веке.
Также хотелось бы насытить Воронцовский парк развлечениями XIX века. Уже сейчас наше научное крыло разрабатывает концепции создания таких персонажей той эпохи. Все это направлено на создание атмосферы перехода из нашего техногенного века в романтический XIX век. Это поможет посетителям ощутить эпоху Воронцовского дворца, и ощутить ее на уровне восприятия людьми того времени. А нам, в свою очередь, позволит привлечь дополнительное количество посетителей и добиться того, чтобы наш дворцово-парковый комплекс был эксклюзивным местом. Ведь так хочется подарить немножко сказки для души, которой так не хватает в наш суетливый и энергичный век.
Беседовала Климук Мария