Мой взгляд невольно перебегал с дочери на мать и обратно. Я вообще-то довольно закаленный человек, всякое встречала. Но чтобы у обычной женщины была такая, неземной красоты, дочь…
— Вот, полюбуйтесь, Мария, красавица наша! — в голосе матери звучала ирония. — Всего шестнадцать лет, а к квартире не пробиться. Телефон просто разрывается.
— Что, мальчики пристают? – спросила я.
— Если бы мальчики! – сокрушительно и как-то зло бросила мать. – Не мальчики, а мужчины! Просто-таки одолевают! И молодые, и не очень, и скромные, и на дорогих автомобилях! Тут сорока еще нет – жизнь не можешь наладить! А она от горшка три вершка, а вон оно как! К вам вот зачем привела: внушите ей мысль, что все мужчины хотят только одного — близости. Она в десятом классе. Учиться ей надо! Я в ее годы вообще глаз не подымала. А она…
— Плохо учится?— поинтересовалась я.
— Я отличница, – скромно сказала Мария.
— Кем хочешь стать?
— В театральный, думаю. Куда ж мне еще с моей внешностью…– ответила девочка.
— Видите, что у нее в голове! – воскликнула мать. – Лишь бы не работать! Три раза в неделю у нее танцы, три раза ходит в студию какую-то. Декламацией, говорит, занимаются. Была я там, видела, как руководитель на нее таращится! Нет, чтобы о профессии думать! – видно, у матери наболело, говорила она в сердцах. – Отца на нее нет!
Через год ко мне пришла сухонькая, сгорбленная, с почерневшим лицом женщина, я с трудом узнала в ней мать Марии.
— Нет у меня дочери…- едва донеслось до моего слуха.
— Как нет?! – вырвалось у меня. — Рассорились?
— Умерла Маша. Аневризма у нее, оказывается была, сосуда мозгового…
Женщина говорила и говорила. Она рассказала, что Маша поступила в ГИТИС, на актерский факультет, проучилась полгода. Часто писала и звонила. А потом – этот страшный звонок… Мне кажется, я так и не смогла произнести ни слова. Слишком часто родители относятся к детям, как будто это их личная собственность. Между тем старинная восточная мудрость гласит: «Ребенок – гость в доме». Мне очень близка эта мудрость! Да, гость из пространства мироздания! У этого гостя – своя жизнь, своя судьба. Стоит ли по каким-то доморощенным меркам кроить иную ткань судьбы? Разве понять не нужнее, чем навязывать? Разве любить не важнее, чем «воспитывать»?
Здор Зарема Казимовна,
психолог-консультант, кабинет психологической помощи