Уникальную арт-инсталляцию «Алтарь наций» Оксаны Мась теперь можно увидеть на одной из самых высоких точек Крыма – плато Ай-Петри. Это всего лишь небольшая часть проекта одесской художницы, но она уже поражает своей масштабностью, давая представление о грандиозности этой работы. Арт-инсталляция из расписных яиц воссоздает знаменитый шедевр эпохи Возрождения — Гентский алтарь братьев Ван Эйк и так же, как и прототип, связана со множеством почти мистических загадок и поворотов судьбы.На один метр выше, чем статуя Свободы
В Крым Оксана Мась привезла 5 фрагментов инсталляции, высотой 12 и шириной 18 метров. Это те самые фрагменты, которые были выставлены в церкви Сан-Фантин и представляли украинский проект на Венецианском биеннале-2011.
Попытки найти для выставочного павильона место в городе не увенчались успехом – проекту было явно тесно в условиях шумных городских улиц и, как сказала его автор, «…алтарь сам выбрал себе место между небом и землей».
- Само название «Алтарь наций» появилось на Венецианском биеннале, - объяснила Оксана Мась. – Это один из самых старейших арт-фестивалей в мире. В 2011 году он проходил в 104-й раз. Представлять работы на нем имеют право только государства. Наш украинский павильон посетило около миллиона человек. 89 стран признали проект арт-инсталляции Гентского алтаря как самый интересный, важный и главное – объединяющий всю планету.
Над этим проектом Оксана работает уже около 3 лет. За это время она сделала 30 фрагментов, размер каждого 6 на 6 метров. Все фрагменты состоят из 45 отельных панелей и содержат примерно около 20-25 тыс. яиц. В завершенном виде «Алтарь наций» должен быть составлен из 303 фрагментов и быть 92 метра в высоту, что на один метр выше статуи Свободы, и 143 метра в ширину - чуть больше, чем футбольное поле. Всего в алтаре будет 3 млн. 840 тыс. яиц.
Оксана Мась оформила авторское право на саму идею и методику мозаики из яиц. Ее отец, изобретатель, помог найти техническое решение, которое создает ощущение невесомости конструкции. Все яйца крепятся на специальные болты, а основа под ними покрыта сусальным золотом, и при правильном освещении создается впечатление, что все яйца словно висят в воздухе.
В сентябре этого года автор проекта планирует объявить по всем архитектурным академиям мира конкурс на выбор места, где «Алтарь наций» можно было бы выставить в полную величину.
- Я хочу, чтобы студенты определили место и способ, потому что через десять лет они придут за нами и будут строить нашу жизнь и наш мир. Это, по сути, их алтарь, - говорит Оксана Мась.
По словам художницы, уже поступали предложения собрать все фрагменты воедино в пустыне, на платформе в океане, в кратере вулкана, на крышах домов в одном из итальянских городов. А в Дубае предложили сделать в море дорожку, на которой поместить арт-инсталляцию в стеклянной шкатулке.
Каждое яйцо – это исповедь
Сами яйца для инсталляции изготавливают из бука на Западной Украине. В мастерской им придают соответствующий тон, а затем вручную расписывают люди самых разных социальных слоев общества, профессий, национальностей, вероисповеданий. В этой работе уже приняли участие жители из 42 стран мира.
- Эпоха Возрождения началась именно с произведения братьев Ван Эйков - на этой картине нарисован рай на земле, тот, который хочет создать каждый человек, религия, национальность, - говорит Оксана Мась. - Каждый, кто принимает участие в этом проекте, создает свой рай на земле, расписывая яйцо цветами, своими мечтами, желаниями, возможно грехами, в которых раскаивается, или же комплексами, от которых хотел бы избавиться. Каждое яйцо – это своеобразная исповедь. За каждым из этих яиц стоит отдельный человек и его судьба. Это некий пиксель, с которого начинается система мироздания. Это и есть квантовое искусство. Мне тоже очень нелегко, по сути, принимать исповедь каждого человека. Иногда, собирая алтарь, я не сплю по четыре ночи, не понимаю, какое сейчас время суток, а потом отсыпаюсь неделю.
Оксана рассказала, как ездила по тюрьмам и колониям, где заключенные расписывали яйца как покаяние. Одна женщина-наркоманка, у которой из-за этого забрали ребенка, снова и снова пыталась нарисовать свою боль и раскаяние на яйце, на 10-20 по счету, в надежде на прощение. Многие люди рисуют доллары, евро, логотипы и знаки известных брендов.
- Машины, часы, телефоны, одежда – это, к сожалению, те идолы, которые мы сами создали внутри себя и которым поклоняемся, - отмечает художница. – Конечно, желание красиво и чисто одеваться – это нормально, но нельзя превращать это в культ. Был период, когда попадалось много рисунков про самоубийство. Очень часто изображают и жаб в самых разных видах. Одно время у меня собралась их целая коллекция.
Впрочем, Оксана утверждает, что в последнее время люди стали рисовать больше доброго и положительного, наверное, в обществе появилась надежда и желание быть лучше.
Каждое яйцо от рук неизвестного автора и до своего места в композиции проделывает путь примерно в два с половиной месяца. В процессе работы его обязательно покрывают тремя слоями лака: первый придает яркость краскам, второй защищает от ультрафиолетовых лучей, третий – от влаги.
Оксана Мась рассказывает, что каким-то необъяснимым образом яйца словно сами компонуются по тематике для отображения тех или иных фрагментов общей композиции. Например, когда художница приступила к воссозданию образа Адама, то ей под руку стали попадаться в основном изображения грехов, пороков и отрицательных эмоций. В то же время образы Девы Марии и Святого Духа практически полностью собраны из цветов.
Чтобы еще максимально расширить географию участников этого проекта, Оксана решила обратиться к помощи Интернета. Она предлагает всем желающим присылать ей рисунки, а она будет переносить их на яйца. Если яиц окажется больше, чем необходимо для реализации этого проекта, то художница планирует продолжить свой проект, выложив под большим куполом «Звездное небо» Ван Гога. Сейчас над технической частью этой идеи работают инженеры и архитекторы.
У Ялты будет свой фрагмент в «Алтаре наций»
В павильоне, который возвели на Ай-Петри для демонстрации фрагментов «Алтаря наций», по словам Оксаны Мась, нет ничего случайного – все продумано до мельчайших деталей: освещение, точка осмотра, звук. Угол подиума, на который необходимо подняться для осмотра экспозиции, соответствует наклону горы Моисея. То есть это своеобразный духовный путь, по которому должен пройти каждый. Специально для этой демонстрации была сделана 8-канальная звуковая запись, на которой люди на 16 языках произносят молитвы, исповеди, раскаяния, рассказывают о своих мечтах, чаяниях. Они говорят вполголоса, полушепотом, и складывается впечатление, что все пространство выставочного зала заполнено незримыми образами из прошлого и настоящего.
- За этим проектом, который выглядит красиво и величественно в собранном состоянии, стоит труд очень многих людей. Я всего лишь выступила автором идеи, - сказала на церемонии торжественного открытия Оксана Мась. – Мне бы хотелось поблагодарить всех ялтинцев, которые сделали все возможное, чтобы этот проект увидели жители и гости Крыма. Мы получили колоссальную поддержку от руководства города Ялта.
От имени местных органов власти в открытии выставки приняли участие заместитель городского головы Елена Юрченко и депутат Ялтинского городского совета, помощник городского головы Сергей Репкин.
- Появление таких проектов на ялтинской земле очень значимо, - отметила Елена Юрченко. - Если нас выбирают, значит мы движемся в правильном направлении. Наша цель: Большая Ялта – центр национального туризма. И такие объекты туристического и экскурсионного показа делают наш курорт привлекательным для туристов. Весьма символичен и тот факт, что «Алтарь наций» установлен на одной из самых высоких точек Крыма.
Также Елена Анатольевна сообщила, что городские власти обсуждают с Оксаной Мась реализацию совместных проектов, один из которых, возможно, будет приурочен ко Дню города, традиционно запланированный на начало августа.
После осмотра экспозиции Оксана предложила всем присутствующим принять участие в реализации проекта «Алтарь наций» и расписать свое яйцо, которое потом обязательно войдет в «ялтинский» фрагмент арт-инсталляции. Сейчас художница работает над продолжением изображения певчих и заверила, что все яйца, которые будут расписаны на Южном берегу Крыма, войдут в состав этой композиции.
Помимо Италии фрагменты «Алтаря наций» уже были выставлены в Киеве и Одессе. Также планируется их демонстрация во Львове, Днепропетровске, Донецке и Харькове. Кроме того, Оксану Мась с ее проектом уже пригласили в Россию. А в 2014 году планируется выставить его в Эрмитаже.
Полностью завершить арт-инсталляцию «Алтарь наций» художница планирует за 8-10 лет и считает, что за это время рисунки на яйцах станут своеобразным срезом нашего общества и тех изменений, которые в нем происходят.