Чтобы что-то делать по-новому,
надо уметь видеть по-новому.
Пол ЭллерНа базе Крымского республиканского профессионально-технического учебного заведения «Ялтинское высшее профессиональное училище строительных и пищевых технологий» Министерством образования и науки, молодёжи и спорта АР Крым проведен республиканский семинар-практикум для руководителей профессионально-технических учебных заведений на тему: «Возможности Интернет-технологий в координации работы по комплексному методическому обеспечению профессионального образования». Цель семинара – ознакомить руководителей ПТУЗ с возможностями Интернет-технологий для создания, обработки и передачи нормативной, учебной и другой информации.
В мероприятии приняли участие руководители из 32 профессионально-технических учебных заведений АР Крым. Открыла семинар-практикум начальник управления профессионально-технического образования и лицензирования МОНМС АРК Ирина Шихорева.
«Успех работы руководителя в значительной мере зависит от наличия необходимой и достаточной информации о состоянии контролируемых процессов, скорости её преобразования в директивы, планы, проекты и действия», - справедливо считает директор Ялтинского высшего профессионального училища строительных и пищевых технологий (ЯВПУСиПТ) Виктор Белоконь.
Информатизация образования является одним из ключевых условий, определяющих успешное развитие экономики, науки и культуры. В обстоятельствах широкого повсеместного внедрения компьютерных технологий в преподавании учебных предметов наблюдается усиление потребности личности осмыслить своё место и роль в происходящих переменах. Немаловажно отметить, что многоуровневая система информационно-технологической подготовки представляет собой единый интегрированный комплекс, целью которого является практическая реализация возможности компьютерных технологий в процессе обучения. А результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Например, средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют улучшить их усвоение, поддерживают внимание учащихся. Мультимедийные презентации давно и прочно вошли в учебную жизнь. Так, в рамках семинара Антонина Артамонова, главный специалист управления профессионально-технического образования и лицензирования МОНМС АРК, презентовала веб-сайты ПТУЗ АРК. Георий Панов, заведующий информационно-аналитической лабораторией УМЦ ПТО КРИППО, изложил информацию о ходе Всеукраинского конкурса веб-сайтов среди профессионально-технических учебных заведений АРК. Елена Назаренко, заместитель начальника управления профессионально-технического образования и лицензирования МОНМС АРК, представила участникам семинара проект «Концепции гуманитарного развития Украины». М.Н Бурлай, начальник центра компьютерных технологий ТНУ им. Вернадского, заслуженный работник образования АРК, представил вниманию участникам выступление на тему «Формирование коммуникативной компетентности участников образовательного процесса средствами информационно-компьютерных технологий».
Презентацию учебной базы Ялтинского высшего профессионального училища строительных и пищевых технологий представил директор учебного заведения Виктор Белоконь. Возможности применения Интернет-технологий в профессиональном образовании на семинаре также представляли специалисты училища.
Так, Ольга Суслина, мастер производственного обучения ЯВПУСиПТ, подготовила не только презентацию оформления кондитерских изделий с использованием элементов айсинга, но и представила практический показ «рождения красоты» из сахарно-белковой рисовальной массы. На глазах участников семинара, казалось бы, из обычной массы как у художника, тонко чувствующего красоту, появлялись доведенные до совершенства элементы оформления кондитерских изделий. Философ Иоганн Песталоцци говорил: «Полноценными являются только те знания, которые получены собственной активностью!» Благодаря своей активности Ольга Сергеевна и получила именно те практические навыки, которые в дальнейшем она будет передавать своим ученикам.
С начала учебного года завязалось тесное сотрудничество между Ялтинским училищем и Шяуляйским профессиональным учебным центром (Литва), в рамках которого к нам приехали провести мастер-класс кондитерских изделий и десертов Вильма Куликаускене – социальный партнёр центра и Дайва Видугирене – старший преподаватель учебного центра. Отведать и полюбоваться изделиями с необычными названиями, такими как пирожное «Цветущий кактус», участникам семинара позволил проведенный мастер-класс. Дайва Видугирене не только приготовила и представила кондитерские изделия, но и презентовала свой учебный центр. Шяуляйский профессиональный учебный центр поддерживает дружеские, партнёрские отношения с нашим училищем по подготовке квалифицированных специалистов кулинарного профиля.
Александр Халявка, мастер производственного обучения, представил тренажёры, работающие под управлением персонального компьютера, которые предназначены для обучения будущих электрогазосварщиков. Следует отметить, что в рамках украинско-немецкого проекта «Поддержка реформы ПТО в Украине» в 2009 году училищу были подарены дуговые тренажёры сварщика ДТС-02 фирмы «СЭММА», благодаря которым учащиеся имеют возможность отработать первичные практические навыки по держанию сварочной дуги без расходования электродов, что значительно экономит расход материалов. Кроме этого, мастеру производственного обучения удобно оценить работу каждого учащегося, так как компьютерная программа сама даёт оценку работы, выполненной учащимися, и выдаёт на печать ее результат.
Алексей Стеценко, преподаватель спецдисциплин высшей категории, старший преподаватель ЯВПУСиПТ, представил присутствующим руководителям оборудование и приборы для обучения учащихся по предмету «Основы энергоэффективности» и отметил, что Ялтинское высшее училище приняло участие в SPARE – образовательной программе об энергетике и окружающей среде. Эта программа была инициирована Норвежским обществом охраны природы («Друзья Земли», Норвегия) в 1996 году, которая год за годом развивалась, адаптировалась и дополнялась активными педагогами, учащимися, экспертами и экологическими общественными организациями. А в рамках украинско-немецкого проекта «Реформа профессионально-технического образования с учётом энергоэффективности» училищу были подарены специальные чемоданы с наборами электронного оборудования для изучения предмета «Основы энергоэффективности» и действующий учебный макет солнечной энергоустановки.
Надежда Истомина, преподаватель спецдисциплин высшей категории, старший преподаватель ЯВПУСиПТ, представила электронный учебник по профессии «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования».
Ольга Рогатнёва, преподаватель спецдисциплин второй категории ЯВПУСиПТ, представила возможности использования Интернет-технологий на уроках теоретического обучения кулинарного профиля.
С расширением использования компьютерной техники наблюдается тенденция к росту потребности учащихся ощущения собственной значимости. А следовательно, нужны такие знания и навыки, которые, с одной стороны, можно энергично и эффективно использовать в учебном процессе, а с другой – эти знания и навыки должны стать гарантом полноценного развития личности. Ведь ученик, как отмечал К. Ушинский, «не кувшин, который надо заполнить, а скорее факел, который надо зажечь!»
Время плодотворной работы семинара пролетело стремительно. Семинар-практикум завершился инструктивно-методическим совещанием руководителей ПТУЗ. В заключение Ирина Шихорева отметила результативность проведения семинара-практикума, его насыщенный график и, конечно же, активность участников.
«Семинары подобного уровня способствуют укреплению партнёрских отношений в образовательной среде, налаживанию сотрудничества между учебными заведениями, способствуют обмену профессиональным опытом, повышению уровня квалификации специалистов, профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию», - подчеркнул директор ЯВПУСиПТ Виктор Белоконь.Автор: Елена Владимировна Татаринова, руководитель 212 группы ЯВПУСиПТ