«Вы слышали, вечернюю школу закрывают? Будут на ее месте высотную гостиницу строить!» — такие сообщения к нам в редакцию стали поступать от рядовых жителей нашего города. Слухи рождаются тогда, когда нет достаточной информации – именно поэтому вопрос о перепрофилировании вечерней школы был вынесен на сессию горсовета.
—Я хочу, чтобы по этой теме выступили все – и курирующий зам, и депутаты, и родители учеников, преподаватели, сами ученики, — высказал свое пожелание градоначальник Алексей Боярчук. – Мы не будем сегодня принимать решения. Пусть эту тему обсудят все жители города, пусть СМИ расскажут ялтинцам об этой проблеме с разных сторон. И только после всеобщего обсуждения депутаты примут решение.
Итак, проблема вечерней школы возникла не вчера. Несколько лет назад депутаты поднимали вопрос о том, что в этом учебном заведении занятия ведутся формально – на уроках никого нет, но преподаватели исправно получают зарплату, а выпускники — аттестаты. Чиновники удивлялись – как же так, зимой ведут занятия, а электричество почему-то не нагорает? При свечах, что ли, учатся?
—Исторически вечерние школы создавались как школы рабочей молодежи, для тех ребят, которые днем работают, а вечером имеют возможность получить среднее образование, — выступила с трибуны заместитель городского головы Елена Юрченко (на снимке). – Но со временем они превратились в спецшколы – многие директора могли туда «скинуть» неудобных детей, трудных. Но все наши дети должны обучаться в нормальных школах. Сегодня существует более 12-ти форм не дневного обучения – заочное, экстернат, дистанционное и так далее. Будет гораздо честнее, если в сентябре ученик придет, ему выдадут программу, по которой он будет самостоятельно заниматься, а в декабре придет сдавать этот предмет.
Слово «честнее» здесь ключевое. Потому что есть акты проверок посещаемости вечерней школы, причем, составленные не вчера, а начиная с 2009-го года. На занятиях из 170-ти человек списочного состава присутствует… 8 человек, 9, 19, 23, 4… В общем, как ни проверяли вечерку на предмет наличия учеников на занятиях, больше 3-х десятков ну никак насчитать не могли. А как же они тогда аттестаты получают?
Сегодня управление образования предлагает такую схему – вечерняя школа не ликвидируется, ее юридический адрес переносится в школу №11, кроме того, во всех общеобразовательных школах города и поселка можно создавать вечерние классы, если количество учеников, желающих там обучаться, будет не менее 8-ми. Это будет гораздо удобнее для работающей молодежи.
Депутат горсовета Александр Коробейников (на снимке), бывший директор школы, который в настоящий момент следствием отстранен от занимаемой должности, на эти упреки сообщил следующее:
— Мы работаем и во внеурочное время, и школа наша называется сменной. А материально-техническая база может считаться одной из самых лучших в городе. У нас 2 компьютерных класса, которые работают на 100 процентов. У нас идет не только процесс обучения, но и воспитательный процесс. Взрослые не сядут за парты рядом с подростками, 100 процентов наших учеников вынуждены работать, и у большинства из них нет и не будет возможности учиться дистанционно.
—Я посещал неоднократно вечернюю школу, общался с ребятами и могу сказать одно – дети сами уходят из обычных школ, потому что не могут найти общий язык со сверстниками, — высказал свое мнение депутат Богдан Максимец. – Половина учеников вечерки – старше 18-ти лет, что, они будут ходить в обычную школу? Им комфортнее учиться в вечерней. Зачем открывать новые классы, если они уже есть в вечерней школе? И если ребята не ходят на занятия в вечерку, то в обычную школу они тем более ходить не будут.
—Сколько от этой реорганизации сэкономит бюджет? Что будет на этом месте? Что будет с персоналом школы? – задал вопросы депутат Сергей Хворов. – И не придется ли тогда в обычных школах устанавливать видеокамеры наблюдения? Ведь многие родители наверняка будут опасаться, что с их малолетними детьми учатся взрослые, в том числе и ранее судимые…
—Посещаемость – это наша проблема, — подтвердила преподаватель вечерней школы Юлия Соколовская, которая 6 лет проработала в вечерней школе. – Меня интересует вопрос – успеете ли вы проработать с детьми и преподавателями до 1-го сентября? Что с нами будет?
Группа поддержки вечерней школы пришла серьезная – ученики, родители, преподаватели. Они говорили о многом – о том, что в школе особая атмосфера и здесь не берут денег, о прекрасных учителях, о том, что нужно развивать такую форму обучения. Учителя приводили пример того, как в обычной школе от ребенка отказались, и в вечерке ему привили любовь к учебе, и интерес к предметам проснулся.
—Какие кадры у нас замечательные, это ум, честь и совесть нашей эпохи! – отметила старейший преподаватель вечерней школы Тамара Гордеева. – Вечерняя школа – это неотъемлемая часть жизни нашего города.
И в принципе те, кто говорил слова в защиту вечерней школы, не кривят душой – есть здесь и прекрасные учителя, и хорошая атмосфера, но… Содержать здание, куда ходит 10 человек – при списочном составе 170 учеников? Содержать штат учителей для прогульщиков, которые в итоге все равно получают аттестаты без знаний? Закрывать глаза на столь явные прогулы и поощрять эту очередь за аттестатами? Это разве нормально?
Как уверяют в мэрии и управлении образования, реформирование вечерней школы делается для блага учеников. Все ребята будут закреплены за общеобразовательными школами, все учителя вечерки будут трудоустроены в системе образования. Здание сносить никто не собирается, в нем предлагают разместить кружки и клубы внешкольного воспитания, которых у нас сегодня 27. Вот там действительно ребята ютятся в тесноте и посещают их с огромным желанием. А если будут новые помещения, то кружки и клубы будут развиваться. А это – свободное время наших детей, их интересы, их увлеченность.
Впрочем, у горожан есть еще время высказать свою точку зрения на эту проблему – через нашу газету или напрямую своему депутату. Менять систему вечернего образования в городе надо, а как – давайте обсудим это вместе.
Фото Александр Гиль