Новости Крыма

Я костер не развожу и с природою дружу

21.06.2012, 05:25 Просмотров: 461
Я костер не развожу  и с природою дружу
Улыбчивая девушка приветливо распахивает перед нашей машиной ворота, и мы оказываемся на территории Крымского природного заповедника. Извиваясь серпантином, горная дорога бежит в глубь леса. Вокруг тишина, прерываемая пением птиц. Вдруг дорогу перебегает пара фазанов. Вон между деревьев промелькнули косули. Здесь забываешь о мирской суете. Настоящий угол девственной природы на краю земли. Заповедник с богатой историей. Еще царь-батюшка ездил в Космодемиановский монастырь из Ялты по этой дороге. После революции здесь охотились и отдыхали партийные боссы. Где-то тут любил побродить с ружьишком страстный охотник Никита Сергеевич Хрущев. А вон поворот на форелевое хозяйство — детище Леонида Ильича Брежнева.
От мыслей о прекрасном в суровые будни меня возвращает группа велосипедистов. Оказывается, это любители острых ощущений из Москвы, вчера выехали из Симеиза и вторые сутки петляют по горам. Что они находятся на территории заповедника, конечно же, не знают.
Начальник отдела охраны заповедника Александр Козелков в тысячный раз выслушивает сопливую историю о заблудившихся туристах. Мол, мусор не бросаем, костры не разводим и мечтаем только об одном — как скорее добраться до благ цивилизации.
Метров через триста нам попадается здоровенный детина с голым торсом и рюкзаком типа «Мечта оккупанта». Его тело густо покрыто волосами. Такой себе а-ля Кин-Конг.
— Ребята, как до Алушты добраться? — интересуется дитя природы, протягивая любительскую карту-схему, по которой даже опытный диверсант ЦРУ со спутниковым навигатором ничего не найдет. — Мне бы на поезд в Киев успеть. Вот, даже билет показать могу.
Узнав, что мужик пешком прет по горам вторые сутки из Ялты, у меня глаза на лоб лезут от удивления. И чего ему дома на диване не лежалось перед телевизором?! В горах он первый раз. Опыта походов нет. А если туман или дождь, что в горах не редкость? Заблудился бы и обгорел.
— Горячая пора у нас начинается с майских праздников, — вводит меня в курс дела Александр Козелков. — Всегда найдутся такие, кому не лежится на пляже у моря. Тянет их на всякие подвиги. Лавры Колумба и Миклухи Маклая им покоя не дают. Где туристы, там и проблемы. Неорганизованное посещение заповедника запрещено. Тем более, начался пожароопасный период. Я с трудом понимаю людей, которые говорят, что любят природу, а сами оставляют мусор и жгут костры. Территория заповедника большая. Забором ее не обнесешь. А людей у меня всего семь человек. Так что летом работаем без выходных. Круглосуточно дежурим на яйле.
Летом у лесников отдела охраны на плато два танкоопасных направления — вершина Крымских гор Роман-Кош и Беседка ветров. Надрывно гудя и вздрагивая на камнях всем кузовом, гордость отечественного автопрома вездеход УАЗ, словно ловкий альпинист, взбирается по грунтовой дороге вверх через снежные переметы. Насчет снега вы не ослышались. В горах он может пролежать в тени и на северных склонах все лето. За рулем вездехода местная легенда и гроза браконьеров — Эдуард Ларионов. В заповеднике он с 1994 года.
— А это зачем? — интересуюсь я, поглядывая на ружье.
— На всякий случай, — отвечает Эдуард, ловко управляя машиной. На крутых склонах он вытворяет такое — Шумахер нервно курит в сторонке.
Мы выезжаем на Роман-Кош и наша беседа прерывается. На горе замечаем с десяток туристов. Кто-то фотографируется, а вот парень набирает снег в котелок. Видимо, собрался пообедать. Стоп, машина! Лесники выскакивают из вездехода и начинают собирать расслабленных покорителей вершин вокруг машины.
— Да, работы хватит на весь день — вздыхает лесник Олег Тимошенко, доставая бланки протоколов.
— Ребята, а может, договоримся? — игриво интересуется турист из Киева, уже успевший во время восхождения накатить на грудь соточку-другую.
— Да что же это такое!!! — возмущается дедушка в трусах и кроссовках на босу ногу. — Это мой 26-й поход в Крым. Я прошел Сибирь, Камчатку, Сахалин и Урал. Нигде меня не останавливали.
— Вы откуда приехали? — интересуюсь я у обгоревшего на солнце велосипедиста.
— Из Кривого Рога.
— На поезде?
— Нет. На велосипеде четыре дня ехал, — гордо отвечает любитель экстрима.
А вот группа велосипедистов, тоже из Кривого Рога, но доехала до Крыма всего за три дня. Местных среди задержанных нет. География впечатляет: Москва, Харьков, Донецк, Киев, Самара. Вершина Крыма, словно магнит, притягивает людей. Ну как же, побывать в Крыму и не достичь самой высокой точки! Будет потом, что внукам рассказать.
— 10, 15, 20 … да их там больше 30 человек, — сообщает лесник Владимир Рутковский, оглядывая в бинокль соседние холмы.
Такое чувство, что мы на войне и попали в окружение. Куда ни глянь, всюду движутся черные точки. Это туристы стройными колоннами наступают на Роман-Кош.
Как минимум три часа забирает рутинная работа по оформлению туристов и депортации их за границы заповедника. И чего только не наслушаешься от людей за это время. Мозг выносят на раз-два. Кто-то качает права, а кто-то прикидывается дураком. Одни звонят адвокату, другие прокурору, а одна дама из Днепропетровской области грозилась позвонить министру внутренних дел лично. Хорошо, что не Папе Римскому и не Президенту США.
— Я еще не видел ни одного туриста, который бы сказал, что пришел в заповедник сознательно, — возмутился лесник Артур Словик. — У всех как-то случайно получается. И мусор они не оставляют.
Тут под ногой у лесника хрустнула уже выгоревшая на солнце пластиковая упаковка из-под сметаны. Видимо, этот мусор попал сюда на высоту более тысячи метров чисто случайно. Ветром занесло. А туристы тут не при чем.
Я в свою очередь порадовался, что мобильная связь в горах есть не везде. Может, поэтому лесники еще работают. Если бы все обещавшие позвонить куда надо и уволить кого попало дозванивались, то… Не привыкли наши люди, что начинать надо с себя.
До самого вечера лесники отдела охраны вместе со своими коллегами из Ялтинского лесничества держали оборону на Роман-Кош и у Беседки ветров. С заходом солнца возвращаемся на кордон Верховина, который станет на лето лесникам вторым домом. За вечерней кружкой чая ребята с юмором вспоминают, как тушили пожар в ущелье реки Авунда. Как карабкались по скалам, спали на уступах, боролись огнем. Для них это трудовые будни. Хоть работа у них нервная и рабочий день не нормированный, а зарплата более чем скромная, они любят природу и работают не ради наград. У старших товарищей набираются опыта молодые лесники Антон Мамыкин и Алексей Каптелов. Трудно сказать, выдержат ли они такой напряженный ритм. В заповеднике остаются работать люди, сильные духом.
На следующий день с рассветом все повторилось. Десятки туристов под различными предлогами пытались пройти в заповедник. Но отдел охраны был начеку. А через несколько дней пришло сообщение о пожаре выше Никиты. Выгорело 1,5 гектара леса. К тушению было привлечено более 300 человек – лесников, сотрудников МЧС, военнослужащих. Причиной пожара стал не затушенный костер. Вот вам и бережное отношение к природе.
Крымский природный заповедник, пожалуй, одно из немногих мест в Крыму, где еще можно встретить благородного оленя и других крупных животных. Вдали от людей под защитой лесников они чувствуют себя в безопасности. Если открыть свободный доступ, то все леса давно бы вытоптали и выжгли. Так что лесники без работы не останутся.
Раздел:
Календарь
< Октябрь Ноябрь, 2024 Декабрь 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 151617
18192021222324
252627

Последние новости