—Я купил квартиру в этом доме в 2000-м году над квартирой моей матери, — рассказывает Александр Когут, владелец квартиры №16. – Моя мама не платила квартплату, потому что считала, что РЭО ничего в доме не делает. К тому же, она свою жилплощадь не приватизировала, а выкупила ее по остаточной стоимости. В общем, квартплату мы не вносили. Но в один прекрасный момент (лет десять назад, РЭО находилось ещё на Московской) мне надо было получить справку из РЭО, а без отметки из бухгалтерии ее не давали, что, кстати, не имели права делать. Они обязаны выдать справку, а потом могли подать на меня в суд. Но я не стал связываться, заплатил все то, что я был должен, показал удостоверение, что я инвалид войны и мне положена 100-процентная льгота, и мы расстались друзьями. В РЭО сказали, что я больше платить квартплату не должен.
Но прошло немного времени, и на адрес Александра стали приходить квитанции из РЭО: вы должны такую-то сумму по двум квартирам. Даже по той, где имелась 100-процентная льгота.
Несколько раз владелец квартиры сходил в РЭО, спросил – за что долги? Но там толком никто ничего объяснить не смог – должны, и точка. И это вынудило активистов дома заинтересоваться, из чего складывается их квартплата?
Первое, что сделали жильцы, – затребовали распечатку тарифов. Несколько месяцев ждали ответа, наконец-то он пришел. Но когда добропорядочные владельцы квартиры почитали, за что с ним РЭО берет деньги, ахнули – ничего подобного РЭО не делает. Если брать каждый пункт, за который РЭО начисляет энную сумму, то против него можно ставить жирный прочерк – не выполняется.
— До этого, году в 2003-м году, мы обратились в РЭО с просьбой отремонтировать внутридворовую лестницу, которая соединяет первый и второй ярус нашего дома, поскольку она пришла в совершенную негодность, — рассказывает Александр Когут. — Письмо написали от всех соседей, зарегистрировали в РЭО, однако никто даже не пришел посмотреть на эту лестницу. А ведь если бы она обрушилась, то мы не могли бы попасть к себе домой. В итоге я, Алексей Михайлов и Алексей Сивак взяли это дело на себя, подключили соседей, скинулись деньгами, кто сколько смог, и отремонтировали ее своими силами. Кстати, все расходы по этим работам у нас документально подтверждены.
— Вы не просили, чтобы РЭО учел эти деньги и уменьшил вам квартплату на сумму произведенного ремонта? – поинтересовалась я.
—Нет, к сожалению, мы этого не сделали. Мы вообще стали разбираться с РЭО после того, как они выставили долги по квартплате. У меня около 60 квадратных метров квадратных метров, по 78 копеек за квадратный метр (сейчас, по-моему, 98 копеек) я должен платить за то, что мне ничего не делают? – возмущается Александр. — Я исправно плачу за свет, за воду, за мусор, за газ – за те услуги, которые мне предоставляются. А то, что мне не предоставляют – почему я должен платить?
Как уверяют жильцы дома 19/3 по улице Свердлова-Толстого, на их территорию не ступала нога жэковского работника. Последний пример – текла канализация. Обратились в РЭО, вызвали специалистов. Пришли два ханыги (так охарактеризовали жильцы работников коммунального предприятия), посмотрели, зафиксировали, что она действительно течет. И на этом все закончилось. Опять активисты дома втроем собрались, раздолбили канализацию, прочистили, переложили трубы, поставили колодец – все сделали за свой счет и своими силами. За что платить РЭО? Нет ответа на этот вопрос.
— Сумма долга каждый раз мне приходит разная — от двух тысяч до трех, — рассказывает Александр. — Это не такие большие деньги и мне несложно заплатить. Но если бы я видел, за что, я бы заплатил. В один день бы погасил долги.
—Ну и какой ваш дальнейший план действий? Надо же как-то этот вопрос решать? – поинтересовалась я.
—Я вообще-то ждал, пока РЭО на меня в суд подаст. Но они не торопятся. Придется мне на них в суд подавать. Чтобы они списали с меня этот долг и объяснили, за что они требуют эти незаконные деньги.
Жители этого дома неоднократно приглашали работников РЭО к себе во двор, чтобы составить акт о непредоставлении услуг. Их приглашали в любое удобное для них время. На первое письмо никто не ответил, на второе пришла отписка. Тогда жильцы дома сами составили акт (копию отправили господину Фесаку по почте). Если рассматривать тарифы по пунктам, то получается следующее.
«Обслуживания придомовых систем водообеспечения и водоотведения» – жильцы переложили сами водопровод и дворовую канализацию, вплоть до городского колодца. «Дератизация и дезинсекция» – никто не приходил и никогда не травил ни пауков, ни крыс, ни комаров. «Обслуживание ДВК» – у всех в квартирах стоят котлы и вентиляцию все чистят сами. «Текущий ремонт конструктивных и инженерных сетей» – никто никогда не делал, делали все сами. «Освещение мест общего пользования» – от личных счетчиков жильцов освещается весь двор, и лампочки народ тоже вкручивает собственные. «Аварийное обслуживание» – когда прорвало канализацию, жители дома все делали сами за свой счет. «Уборка подвалов и технических этажей» — вообще смешной пункт, потому что техэтажей и подвалов в доме нет.
—Если РЭО ничего не делает, почему бы вам не создать ОСМД, снять дом с баланса города и обслуживать его самим? – спрашиваю я.
— Мы готовы пойти на этот шаг, но прежде чем создать ОСМД, пусть РЭО сделает нам капитальный ремонт — хотя бы отремонтируют крышу соседке из квартиры № 11. Если создадим ОСМД, то придется на эту крышу скидываться всем соседям, которым она не сильно мешает, возникнут конфликты. А если ремонт не делать, то эта крыша скоро обвалится. Вот такая у нас история с РЭО.
На днях Александру Когуту снова пришло грозное предписание оплатить долги. Отчитаться о проделанной работе и признать факт своего бездействия РЭО упорно не желает.
В ближайшем номере нашей газеты мы расскажем нашим читателям версию этого конфликта начальника РЭО-3 Александра Фесака. Может, правда, коммунальщики все делают, а жильцы этого просто не видят?
От редакции: несколько лет назад в моем подъезде жильцы тоже задумали написать акт о непредоставлении услуг РЭО и попросить на основании этого снизить нам квартплату. Но дальше разговора дело не пошло. Хотя у нас тоже нет подвала, за обслуживание которого взимаются деньги, дератизацию и дезинсекцию никто отродясь не проводил, а чистку вентиляционных каналов за 10 лет моего проживания в доме ни разу не наблюдала.
И мне вот тоже как-то не хочется платить эти лишние гривны РЭО за ничегонеделание. Но я как представлю, сколько надо потратить нервов, бумажек и времени, чтобы доказывать, что ты не осел, то становится страшно. Именно поэтому я искренне уважаю таких людей, как Александр, которые борются за свои права. И если бы таких ответственных потребителей в Ялте было бы больше, то, глядишь, и РЭО работали бы лучше, и чиновники не пугали бы на каждом исполкоме журналистов о том, что ялтинцы должны за квартплату миллионы.