— Что вы ждете от следующих парламентских выборов? Ведь может проиграть и правящая партия, и оппозиция?
— Майдан может быть еще до выборов, потому что уже сегодня ощущается большое давление Запада. Все акции, которые сейчас происходят, происходят за деньги. Меня удивляет, что на самом Западе сотни тысяч людей выходят на улицы по призыву профсоюзов. У нас попробуй 50 человек бесплатно собери, не говоря уже о тысячах. Это действительно беда. То же самое на выборах – человек за бутылку, гречку, сахар голосует так, как ему говорят. А надо бы голосовать, прежде всего, умом, – подарки или не подарки, смотреть, какая политсила способна отстаивать твои интересы. Проблема в несформировавшемся гражданском обществе в стране.
— Только сегодня в Украине зарегистрировано более 200 политических партий и их количество растет. Ожидаете ли вы появления на арене новых игроков?
— Я очень сомневаюсь, что их может появиться много. Может активно подняться движение афганцев и чернобыльцев, которые уже показали свою сплоченность и дееспособность в отстаивании интересов граждан. Больше я никого не вижу, и это тоже беда. У молодых, активных, умных людей нет возможности пройти в Верховную Раду и даже сейчас, вроде с появившейся возможностью выдвинуть себя по мажоритарной системе, все равно шансы минимальны.
— Мы видим, что избиратели отдают предпочтение зарекомендовавшим себя политикам. Расскажите о своей проделанной работе на благо Крыма.
— Журналисты признали меня самым плодовитым депутатом от Крыма в части законотворческой деятельности и принятых законов. Законотворческая работа – самая главная работа депутата. Мною было предложено 33 законопроекта, из них 16 приняты. Это очень высокие показатели. Больше подано только Киселевым – 36, но принято всего 6, Дейчем – 32 подано, а принято всего два.
Я предлагал такие резонансные законопроекты, о которых сейчас спорит вся страна – техническая инвентаризация недвижимости. Органы БТИ необходимо ввести в законные рамки, чтобы люди не страдали. В отличие от других стран, у нас этот момент не был отражен в законодательстве. И я этот вопрос вел несколько лет, его приняли в первом и втором чтении, его подписал Литвин, но заветировал Президент – министерство юстиции в лице Лавриновича имеет иной взгляд на вещи и проталкивает свою идею частных БТИ. А это вводит лицензии, сертификаты, за которые берутся деньги и т.д. Сегодня у БТИ есть ответственность за выдаваемые документы. А если будет документ о технической инвентаризации выдавать частный предприниматель, можете представить, насколько возрастет число фальсификаций и отъемов квартир у тех, кто не может себя защитить.
С подачи института «Магарач» мной был внесен и принят в нынешнем виде закон о винограде и виноградном вине. Нужно было законодательно закрепить некоторые вещи, которые позволили бы противодействовать фальсификату в отрасли. Был законопроект об изменениях в хозяйственных обществах. Он регулировал количество учредителей ООО – это важно для предпринимателей. Ранее только 10 человек могли быть учредителями, а представьте себе маленький рыночек, который хочет сам себя перестроить. Они должны собрать деньги и построить что-то единое, красивое. В других странах это количество гораздо больше. Получилось увеличить до 100.
В законе о местном самоуправлении прописан ряд процедур, обеспечивающих народовластие – местный референдум, общее собрание территориальной громады и местная инициатива. Местная инициатива – это предложение граждан о необходимости сделать то или иное по любой проблеме. Или же наоборот – запрет на какое-либо действие. Например, извечные строительные войны – люди против, а стройка идет. А должно быть наоборот. Мной внесен законопроект «О местной инициативе», которым предложена процедура, чтобы предложения граждан, внесенные в порядке местной инициативы, были обязательно рассмотрены местным советом. Мне пришлось разговаривать по этому поводу с экспертом Совета Европы по местному самоуправлению Жераром Марку. Я теперь имею выводы евросоюзовские в этом вопросе. У меня есть и выводы парламентские, что надо в нем поправить. Я сейчас все эти моменты учел, поправил и дальше веду этот законопроект. Успею я до конца каденции – не знаю. Так что мне не стыдно за законотворческую работу. Я сделал и делаю многое.
— Как вы расцениваете срыв ялтинского саммита, возможный бойкот Евро 2012?
— Западу не нужна Украина, как сильная, независимая страна. Мы нужны как экономический, сырьевой придаток, как источник дешевой рабочей силы и они используют любую возможность нас придавить.
— Какие реформы пробуксовывают и почему?
— Больше всего пробуксовывают экономические реформы. Без развития экономики ничего не улучшится. Но к старому строю мы уже не вернемся. И сегодня надо поддержать тех, кто обеспечивает свою семью – малых предпринимателей. Я бывал во многих азиатских странах и знаю, что там предприниматели вообще не платят налогов. Мелкий бизнес не платит налогов! Маленькие магазины, такси. Главное, чтобы развивались, давали рабочие места и позволяли людям кормить свои семьи. А у нас малый бизнес давят все больше и больше.
— Насколько совершенен Налоговый кодекс?
— В Налоговом кодексе есть некоторые слабые места, например, большому бизнесу даны послабления. Если взять опыт скандинавских стран, там большой бизнес облагается очень большими налогами и это идет на пользу государства. У нас же наоборот – послабления крупному бизнесу, а малый душится. Но хоть единственное – уменьшились проверки. Налеты людей в масках, показательные шоу прекращены.
— Говорят, что ВР готова вернуться к обсуждению вопроса о депутатской неприкосновенности? Как вы к этому относитесь?
— Я только «за». Если человек совершил преступление, то он должен за него отвечать. Я отношусь к тем 150 депутатам, которые каждый день ходят на работу, работают в комитатах, блокируют, разблокируют, пишут законы, их отстаивают. Против те, кто имеет незаконный бизнес, совершает незаконные действия, и таких много. За свою работу мне не стыдно. Я не пропускаю ни одного заседания по неуважительной причине.
— Я много раз говорил, что терпение и надежда — главные свойства человека. Я тоже надеюсь на то, что все изменится. Я желаю, чтобы как можно быстрее люди зажили достойной жизнью.