Новости Крыма

Лауреат «Успеха года» Татьяна Косарева: «Мы учим детей, но и они нас многому учат!»

Вчера, 14:27 Просмотров: 1297
Лауреат «Успеха года» Татьяна Косарева: «Мы учим детей,  но и они нас многому учат!»
Ялтинцы побеждать умеют. Вот и одним из лауреатов республиканской акции «Успех года», которая в Крыму проводилась во второй раз, в номинации «Педагогическое мастерство» стала учитель географии Ялтинского учебно-воспитательного комплекса «Школа-лицей № 9» Татьяна Косарева. И это достижение – далеко не первое в ее педагогической биографии!- За последние пять лет мои ученики 30 раз становились победителями и призерами всеукраинских олимпиад по географии и защиты работ Малой Академии Наук АР Крым и заняли 6 призовых мест на всеукраинском уровне, - с гордостью рассказывает Татьяна Васильевна. - И 2011 год для меня получился особенно «урожайным» на «олимпийцев», к тому же один из выпускников - единственный в Крыму - на внешнем независимом оценивании по географии получил 200 баллов. До этого он четырежды побеждал на олимпиадах в республике и дважды – в Украине.
(Рассказывая о победах своих учеников, Косарева при этом скромно умалчивает, что еще в 2006 году она стала «Учителем года» в Крыму и вошла в десятку лучших учителей географии Украины. А в 2009 году ей было присвоено звание Заслуженный учитель Автономной Республики Крым! —Авт.)
- Татьяна Васильевна, нынешний успех был для вас неожиданным?
- Честно говоря, приятно, конечно, что мой труд оказался заметным. Начинаю-то я работать с еще совсем маленькими детьми. Вот и победителя Всеукраинской олимпиады по географии Женю Самофала я вела с 7-го класса. Хотя его мама сначала говорила: «Зачем нам география – это же не математика и не иностранный язык?». А сейчас он учится на экономическом факультете Киевского национального университета им. Шевченко, причем отобран он был в числе 15 абитуриентов с самыми высокими суммами баллов.
И он – не единственная моя гордость. В тот же университет на географический факультет поступили и Лена Евенко, Аня Коваленко, Лиза Дегтяренко. В Таврическом национальном университете учатся Юля Тюлихова, Оля Лепетенко и Луиза Вафина. В Киевском национальном университете - Слава Володин и Аня Ленская. Каждый ребенок в моем сердце оставляет какой-то след. И я понимаю, что не просто мой труд отметили на высоком уровне, главное, что он прежде всего оказался нужен этим детям. И мне даже неважно, какое место я заняла… Хотя коллеги, которые отнеслись к моему успеху очень доброжелательно, поздравляли и удивлялись: «А почему не тебе дали первое место?» (смеется) А сама церемония награждения оставила очень приятное впечатление, да и мероприятие получилось ярким, красочным и зрелищным.
- Вам легко достаются победы?
- Совсем нелегко. Ведь мне приходится тратить много и личного времени. Но моя мама меня по жизни учила: делай чуть больше того, за что тебе будут платить, и тогда что-то у тебя в жизни получится.
В школе провожу целый день, освобождаюсь иногда далеко после шести вечера. Это лишь кажется, что дети только и мечтают, чтобы побыстрее убежать из школы, а на самом деле им нравится, когда им уделяют внимание. Вот сейчас в школу приходят в гости наши бывшие выпускники, которые стали студентами, и говорят: «Татьяна Васильевна, как нам не хватает того, как вы с нами возились, иногда ругали, за что-то хвалили. А в университете зачастую по-другому…»
Чтобы достичь чего-то грандиозного – надо огромное количество времени. А его катастрофически не хватает. Вот сейчас у меня малыши, и для того, чтобы они чего-то добились, с ними надо заниматься, растить их, поднимать, как говорится, на уровень. Но под давлением этого делать нельзя, нужен обоюдный интерес.
- Сколько лет вы работаете в этой школе?
- Вообще-то у меня записей в трудовой книжке раз -- и обчелся. В сентябре исполнилось 25 лет, как я работаю в школе № 9. Я бывала во всех школах в городе, но ни в одной из них, даже суперобустроенной, я не чувствую себя так комфортно, как в своей. И мне кажется, что ни в какой другой я бы и не смогла работать, потому что в моей школе мне нравится все – я знаю каждую ее черточку, царапинку, на моих глазах она менялась, расцветала. Мне кажется, что это мой родной дом, где я получаю душевный подъем и духовное обогащение. Я действительно люблю, когда там порядок, чтобы все было красиво, причем в любое время. И когда в школу приезжает какая-нибудь комиссия, даже неожиданная, мне никогда не бывает стыдно. И дети подстраиваются под мои требования.
- Супруг к школе ревнует?
- (смеется) Это однозначно! Когда он меня поздравлял с успехом, сказал свою излюбленную фразу : «Учитель – это не профессия, это диагноз». В том смысле, что успех предполагает движение вперед, и он решил, что у меня добавится энтузиазма, поэтому я еще больше времени буду проводить на работе. Но так получается. Например, пятница у меня – методический день, но я иду в школу, то же самое и в субботу. Я знаю, что должна там находиться, где мой класс, быть в курсе школьных дел. Ну, разве что когда здоровье подкачает…
Я, если честно, по жизни не собиралась становиться учителем – моя мама, которая сама работала учителем, а затем и директором школы, меня предупреждала: выбирай любую профессию, только не учителя. Я ей пообещала. Но когда приехала в Ялту, меня, можно так выразиться, заманили в школу тем, что якобы здесь ты будешь находиться столько времени, сколько сама захочешь. А потом я поняла, что тот, кто берет нагрузку 5 часов и именно столько находится в школе, не может быть настоящим учителем. Школа предполагает полное поглощение, она врастает в подсознание, и даже дома ты не можешь отключиться – как там дела, как у ребят. Даже когда я лежала в больнице, ученики мне звонили постоянно и держали меня в курсе всего.
- Татьяна Васильевна, а кто для вас образец педагога?
- Знаете, когда я была молодым учителем, то металась, поначалу не знала, как найти свою нишу в школьном процессе. Много читала, что-то заимствовала у одного педагога, какие-то идеи нравились у другого. Как профессионал, человек, который мне привил любовь к предмету, меня привлекала моя учитель географии Зинаида Матвеевна Хлебникова. Мотивировать она очень умела! Многие моменты я почерпнула у учителей нашей школы, можно сказать, у «сборной команды». Мне было приятно видеть отношение учеников к моей коллеге Раисе Георгиевне Кулигиной, очень интересные уроки проводили учитель русского языка и литературы Игорь Гарьевич Вульфиус и учитель украинского языка и литературы Валентина Адамовна Овсейчук , многому меня научила Светлана Михайловна Острецова, которая сейчас работает в Никитской школе . Кстати, именно она меня много лет назад пригласила в школу № 9 под предлогом: «Попробуй».
Я помню, как мне было сложно работать в первый мой год в школе. К слову, как раз тогда моими учениками были ставший мэром Ялты Алексей Валерьевич Боярчук, нынешние депутаты городского совета Алексей Яковенко и Сергей Репкин. Мне сейчас как-то иногда думается: ну чему я, совсем молодая девочка, могла их тогда научить? Нет, я, конечно, очень серьезно готовилась к урокам, но мне казалось, что учитель должен быть гораздо старше возрастом, чтобы его серьезно воспринимали уже достаточно взрослые ученики. Я и плакала, и двадцать раз собиралась уходить. Но Светлана Михайловна Острецова меня поддерживала, говорила, что все через это прошли, это - школа любого учителя, и ты должна понять, где делаешь какие-то ошибки, и извлечь из этого положительные моменты. И потом я поняла, что из школы не уйду однозначно.
- Интересно, а как учился нынешний мэр Ялты?
- Вы знаете, он иногда говорит, что был не совсем хорошим учеником, но я его знаю другим. Это был серьезный и очень воспитанный мальчик, который никогда не позволял вести себя как-то некорректно. Его можно назвать совестливым подростком. Чувство уважения к старшим у него было огромное. И если некоторые мальчишки из его класса могли себе позволить какие-то выбрыки – мол, учитель молодой, можно опоздать, что-то лишнее сказать, то он этого не допускал никогда. Вот эти корректность и воспитанность у него явно привили в семье. Так что я могу о нем сказать только как о хорошем ученике.
Сейчас его одноклассники - это уже родители детей, которые учатся у меня. Вот вчера семикласснице говорю: «Ну почему ты не стараешься, а твоя мама так хорошо училась». Она в ответ: «Татьяна Васильевна, когда я окончу школу и мои дети придут учиться, вы им тоже будете говорить, что я хорошо училась». И я ей говорю: «Нет, я им скажу, что их бабушка хорошо училась, а мама – не очень». (смеется)
Школа – это какой-то другой мир, который, как говорит моя дочь, очень отличается от того, что нас окружает. Может, это и так. Мы учим наших детей, даем им знания, воспитываем манеру общения, но ведь и они нас много чему учат. И когда говорят, что, дескать, нынешняя молодежь такая-сякая, это совсем не так. Просто к детям надо относиться с любовью, которой им часто не хватает, в то время как родители заняты добыванием хлеба насущного. Ребенку, может, и не нужна лишняя обновка, но ему очень необходимо внимание, поддержка и чтобы его любили. Время как-то разделило детей и родителей, и их надо объединять.
Раздел:
Календарь
< Март Апрель, 2024 Май 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 2728
293031

Последние новости